Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268355

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития советских школьников — будущих строителей коммунистического общества.
Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении - увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.
Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума,, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Встречаются ученики с негибким умом. Их мысль инертна (малоподвижна), скованна, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи, снова и снова возвращаются к закрепленному в прошлом способу решения. Если дети, допустим, решают несколько примеров на сложение, то способ действия у них закрепляется и им трудно сразу переключиться на вычитание. Таких учеников надо специально тренировать на быструю перестройку действия.
Характер деятельности человека (профессия водителя, летчика, оператора у пульта управления и т. д.) или сложившаяся конкретная ситуация (например, аварийная) требует быстрого протекания мыслительной деятельности человека, или, как говорят, быстроты ума. Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.
От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума — это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса ,(-Л.
до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать' еще. '
Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной систе^ИЫ/ ВО норой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия ^рввычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние -г поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно Щ утруждать себя атим занятием. В подобном случае" нербхо-;о стариться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, « $Ы небольшие его достижения. йрИЧ&яа — общая флегматичность ученика, замед-Ь. его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам дяя побуждения его к более быстрой работе нужно только в ■том «лучае, если замедленность мышления отрицательнр Сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный сталь ' умственной работы — пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный. .
Критичность $м*а—это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. 'Он видит их в Слабые стороны, всегда стремится их проверить, испывЗД&тяке. И' если окажется, что его суждения не соотДвйствительности, то он, не колеблясь, отбросит их 'удет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч- Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любич*^;;'^ейО»>а гипотезы, если ей противоречат факты. У0', V*. '.Шщцл кшвмшя. Человек может мыслить с разной степенью /^'^•обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в ?ф'~"' процессе мышления на восприятие, представления или понятия. / X. ^^В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. ' :Предметно-действенное мышление — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, Манипулировать с ними. В развитой форме оно двойственно людям определенной профессии, которая связана с Практическим анализом, конструированием (химик-аналитик,
Йаеляёпа-образнве мышление — это вид мыз&аения, который " ~ ол&раетей на восприятие или наставления. Этот
»«д мышления характерен для дошкольнике? и отчасти детей Младшего школьного возраста, а в развитых формах свойствен людям тех профессий,, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, .актеры).' Когда учитель рассказывает школьникам о, растении, объясняет его строение и при этом демонстрирует, его в натуре или на картине (или вызывает у детрй яркое представление хорошо .знакомого растения), то он имеет дело с наглядно-образным мышлением школьников.
Абстрактное мышление, до преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых,— это мышление понятиями, лишенными, как мы уже знаем, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Указанные виды мышления характеризуют, как уже было отмечено, детей различного возраста. В развитых формах они могут быть индивидуальными особенностями мышления зависящими, во-первых, от характера,их д©ятедьнвс сии, опыта и, во-вторых, от соотношения перврй И второй нальных систем.

§ 6. Виды речи
Речь людей в зависимости от различных условий тает своеобразные особенности. Соответственно этому разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и вп, реннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная, свою очередь устная речь бывает монологической и ческой.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), этому ее основной признак — доступность - восприятию {с зрению) других лйодей. В аавйеишсти от того, удотрёбл ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают У (обычную звуковую разговорпую речь) и письменную рв^вь. Устная и письменная речь обладают своими псйхологичёсКИШ особенностями. При устной речи человек воспринимает сяущателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слыщвд пишущего, прочтет написанное только через некоторое вреиец Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поДОф»-живает с ним связи. Отсутствие непосредственного ковт^ктй, между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. 'Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жв сты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки ирепияания не заменяют в полной мере этих выразительных средств}, кавк это бывает в устной речи. Так что плсьменвая' речь обычае менее выразительна, чем устная. Цроие, тга, авсьмеанай- речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание.
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Константинов Ф. и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объективная психика; Objective Psyche; Objektiv Psyche
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Гностици́зм
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Исаев Александр. Физическая психология.
  • Психология запахов
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Йегуда Ашлаг. Каббала и философия
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Йегуда Ашлаг. Четыре мира
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Юнг Карл Густав. Психологические типы.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Образ; Image; Bild
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь