Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29632

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

368
В. Н.: Ваша конкретная работа происходит на терапевтической сцене, Вы называете ее также «системной терапией», но то, что Вы сейчас рассказываете, выходит далеко за рамки терапии.
Б. X.: Да, далеко, далеко. Иногда я провожу нацеленную терапию, когда говорю человеку что-то по поводу симптома. Но в принципе моя работа намного шире. Можно назвать это оздоровлением. Не спасением, а оздоровлением, но не в смысле избавления. Оздоровление означает, что из потерянности или переплетения человек вновь обретает связь с чем-то несущим. Чем бы то ни было. Тут есть порядки, которые нам заданы. Соединяясь с ними, мы чувствуем себя шире, мы чувствуем себя целыми и не всегда счастливыми — об этом речь и «е идет, боль тоже сюда входит, сюда входит забота, сюда входит вызов — это нечто в высшей степени покойное. Это критерий: человек в высшей степени спокоен. И чтобы еще раз вернуться к образу реки. Она ведь тоже иногда бывает бурной, она тащит человека с собой, почти без сознания. Иногда люди испытывают такое на войне, и тем не менее это та же самая река, с которой ты в гармонии, даже если она несет тебя таким образом, а иногда она течет совсем медленно, она совершенно спокойна, и ты совершенно тих. Сюда входит и то, и другое. И то, и другое — та же самая река.
При этом некоторых она понуждает к жестокому, ужасному для нас, и все же это та река, с которой человек в гармонии. Таким было бы следствие. То есть не только что-то мирное, но и воинственное.
В. Н.: Вы не занимаете тут никакой моральной позиции?
Б. X.: Абсолютно нет! Этого вообще делать нельзя. Я с ужасом иногда смотрю на то, что происходит, но без оценки, без возмущения.
В. Н.: Это напоминает мне одну расстановку с моего собственного семинара. Речь шла о женщине — это была мать клиента, которая в конце войны была изнасилована русским солдатом. Когда я это расставил, заместительница упала на пол с криком: «Это был не только он один, это была вся армия!» Тогда я поставил напротив нее всех мужчин, и когда спросил первого, как он себя чувствует, он только пожал плечами и лаконично ответил: «Это война. На войне именно так!» При этих словах тело женщины резко дернулось. Она подняла глаза и произнесла: «Скажи это еще раз!» Когда он повторил эту фразу, она встала, выпрямилась как свеча, посмотрела на него в упор и сказала: «Вот оно!»
Б. X.: Замечательный пример.
В. П.: Она обрела свою силу и свое достоинство, и сама почувствовала себя воином, и это принесло ей избавление. Это то, что так глубоко
24 - 3705
369
трогает меня в этой работе, — возможность видеть, что когда есть эта гармония с тем, что есть, то жертвы превращаются в тех, кто действует, и это рождает силу.
Б. X.: Если человек, как это обычно бывает, остается при своем негодовании, тогда жертва превращается в зло-дея. Вы совершенно замечательно провели это различие: признавая, они становятся теми, кто действует, а это невероятная разница. Но, к сожалению, в нашем негодующем обществе едва ли есть место чему-то подобному. Негодующие самодовольны. Они не знали страдания сами или его вытеснили. Кто познал и признал страдание или вину, тот оставил негодование позади...
В. Н.: ...и человек становится тихим.
Б. X.: Да, тогда он становится тихим и у него есть сила.
В. Н.: То, что Вы здесь говорите, все же очень сильно уходит в область религии, как бы это ни понималось с точки зрения содержания...
Б. X.: Я же только что попытался это блокировать, чтобы этим понятием больше не...
В. К: ...даже в смысле «естественной религии» или «религиозной позиции», как прозвучало вчера в Вашем докладе? Как естественное почтение или благоговение?
Б. X: «Религиозная позиция» лишена содержания, в то время как «смирение» или «благоговение» — слова, которые заставляют звучать что-то, в чем человек сразу может себя запереть. Как и «достоинство» или «уважение».
В. #.; Вы любите использовать эти высокие, несколько старомодно звучащие слова. Но ведь эти понятия, с которыми у многих большие трудности, еще и создают Вам репутацию консерватора.
Б. X.: Да, да. Но тут сразу знаешь, что это такое. Но религиозно ли это, приемлемо ли вообще понятие «религия», это еще вопрос. Ведь существует же определение религии как связи с прошлым или вплетенности в нечто большее, это ведь тоже значит «приходить к гармонии», но является ли это чем-то, что больше природы?.. То, что это больше меня, именно так в любом случае. Но ведь это, так или иначе, опыт того, что вокруг нас есть что-то большее, во что мы вплетены. Можно называть это «большой душой», или «морфогенетическими полями», или как угодно еще, но стоит ли за этим что-то божественное, нам не известно. А для исполнения, для гармонии достаточно самой простой формулировки. Действие которой намного больше, чем если называть это «религиозным» или «духовным». Тут заключен крайний отказ, и именно он делает возможной внутреннюю пустоту.
370
В этот отказ нас вводят через наше переживание, наши будни, что бы там ни было, через прожитое стремление «принять вызов» и «выдержать испытание». Я пришел к этому не через усилия, не путем медитации или чего-то подобного, вовсе нет. Работая с семьями и видя, насколько мал мой вклад, насколько это управляется откуда-то еще, я отступаю назад. Я не отказывался, просто оказалось, что это самое естественное в мире.
В. Н.: Но для этого нужно повернуться лицом к действительности, принять ее такой, как она есть.
Б. X.: Да, без всяких намерений. На этот счет мне вспоминается замечательная история о буддийском монахе. Одна молодая женщина, родив ребенка, сказала, что этот ребенок от него. Он сказал: «Ах так?» — ушел из монастыря и заботился о ребенке. Через пару лет она ему сказала: «Он вовсе не от тебя, я тебя обманула». На что он снова сказал: «Ах так?» — и вернулся в монастырь. Ведь в принципе это ничего не значит. Для того, кто в гармонии, внешние вещи не значат совершенно ничего. Но я не имею в виду, что это тот идеал, к которому нужно стремиться.
В. Н.: Но ведь очень быстро происходит так, что человек приобретает опыт и создает из него потом теорию, идеал или убеждение. Ведь это легко может случиться и с Вашей работой. Альбрехт Map рассказал сегодня на эту тему прекрасную притчу: черт прогуливается со своим ассистентом, и им встречается человек, только что переживший волнующий опыт в семейной расстановке. Ассистент огорченно обращается к черту: «Так для нас пропала еще одна душа, что нам теперь делать?» На что черт отвечает: «Ничего. Подождем до завтра, он успеет превратить это в убеждение».
Б. X.: Именно. Прекрасный образ. Ведь иногда человек сам бывает убежден, когда он что-то обнаружил. Этого нужно остерегаться, чтобы путь оставался открыт для следующего. Хороший образ здесь дорога, по которой человек идет дальше, если оставит позади все предыдущее, без исключения.
В. Н.: В расстановках есть один момент — все стоят, все уже сказали, как они себя на своих местах чувствуют, — и терапевт от восприятия переходит к действию. Ведь он вмешивается таким образом в жизнь клиента, он оказывает влияние. Позволительно ли это вообще? Что в этот момент происходит у Вас?
Б. X: Я вообще ничего не думаю. Я просто вижу: момент настал. Я молча стою, и вдруг появляется шаг, который я делаю. Он вытекает из того, что было непосредственного до этого, он не направлен ни к какой цели. Но бывают исключения, когда я уже по ис-
24*
371
ходной расстановке вижу, где решение. А порой я просто не знаю, что дальше, и тогда откуда-то, иногда и из публики, приходит импульс, который я сразу подхватываю. Случаются и ошибки, они тоже часть процесса. Ошибка ведет к возникновению эхо от расставленных заместителей, которое снова возвращает все в колею. Так что и тут есть нечто целебное, на что я полагаюсь.
В. Н.: Но случаются и такие ошибки, которых сразу не замечаешь, и клиент может уйти домой с мнимым решением.
Б. X.: Да, но и он несом. Некоторые действительно срываются, и кажется, что терапевт причинил им какое-то зло. Но вдруг начинаешь понимать, что за этим стоит определенный образ, представление о необходимости контроля.
В. Н.; То есть Вы совершенно отходите от терапевта, который что-то решает?
Б. X.: Именно. Но это не значит, что я не работаю в направлении решения или делаю вид, будто его не хочу. Ведь поток идет к решению. А коли так, я иду вместе с потоком и радуюсь, если у меня есть решение. Но если движение застопоривается, я отхожу назад. Тогда дальше поток идет у клиента. Тогда вся энергия у него.
В. К: Тогда в этом тоже нет ничего плохого. Но для стороннего наблюдателя или даже клиента часто становится шоком, когда терапевт просто прекращает расстановку.
Б. X.: Что на самом деле такое то, что действует? Уж никак не терапевт! То, что действует, это deucme-ительность! Если судьба клиента берет меня на службу для решения, это хорошо. И если я себя этому противопоставляю и, так сказать, искусственно стремлюсь достичь решения, - ничего не получается. Этот род стремления к решению обречен на провал.
Если я был в гармонии, то каким бы ни был результат, никто не может что-то отнять от качества моей работы. Но если я действительно что-то сделал неправильно, например, потому что чего-то хотел, я беру на себя за это личную ответственность. Это могут быть тяжелые вещи, с которыми я, возможно, столкнусь. Но и здесь я думаю, что ошибки и вина являются вехами в развитии. Только на поверхности трения снова появляется искра нового познания, новый огонь, который тогда загорается. Представление о том, что путь всегда прям, против всей природы. Если кажется, что что-то пошло не так и я об этом не беспокоюсь, то через несколько дней выясняется совершенно иное. Или если кто-то, наоборот, говорит: да тут вообще ничего не было, то это точно так же ни о чем не говорит. Позиция, которую я зани-
372
маю во всех таких случаях, такова: я доверяю клиента его доброй душе.
В. Н.: На меня произвело глубокое впечатление, с каким уважением Вы относитесь к инициативам наблюдающих участников и насколько Вы, кажется, доверяете людям, использующим и распространяющим Ваш метод, которых Вы даже не обучали.
Б. Х:Меня часто очень трогает то, что тут происходит, я рад, что это идет дальше. Мне кажется полным безумием, когда кто-то хочет засунуть действительность, которую видит, себе в карман. Когда меня спрашивают, можно ли использовать что-то, что я сказал или сделал, это причиняет мне настоящую боль. Как будто у меня есть право распоряжаться действительностью или прозрениями. Они были мне подарены, они есть для каждого. Я получил толчок и передаю эти импульсы дальше, и я рад, если другие по-своему тоже передадут их дальше.
ЛИТЕРАТУРА
Achterberg, J. (1990): Gedanken heilen. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Achterberg, J., B. Dossey und L. Kolkmeier (1996a): Rituale der Heilung. München
(Goldmann). Achterberg, J. (1996b): Mündliche Mitteilungen während eines Seminars im ZIST,
Penzberg. Andersen, T. (1989): Das reflektierende Team. In: T. Andersen (Hrsg): Das reflektierende
Team. Dortmund (modernes lernen), S. 19—HO. Anderson H., H. Goolishian, L. Winderman (1986): Problem determined Systems:
towards transformation in family therapy. J. Strategie and Systemic Therapies
5(4) 1—14. Beaumont, H., С Beaumont u. J. ten Herkel-Chaudhri (Hrsg.) (1997): Touching Love —
Bert Hellinger at Work with Families Systems. Dokumentation of a Three-Day
Course for Psychotherapists and their Clients. (Carl-Auer-Systeme Verlag). Beck, U. (1984): Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt/
Main (Suhrkamp).
Beck, U. (1991): Das große Expertensystem.Wie unmodern ist die moderne Gesellschaft? Frankfurter Allgemeine Zeitung, 10.7.91. Beck, U. u. E. Beck-Gernsheim (1990): Das ganz normale Chaos der Liebe. Frankfurt/
Main (Suhrkamp). Beck. U., A. Giddens u. S. Lash (1993): Reflexive Modernisierung. Eine Kontroverse.
Frankfurt/Main (Suhrkamp). Beck-Gernsheim, E. (1994): Auf dem Weg in die postfamiliale Familie — Von der
Notgemeinschaft zur Wahlverwandtschaft. In: U. Beck u. E. Beck-Gerns-
heim(Hrsg.): Riskante Freiheiten. Individualisierung in modernen Gesellschaften.
Frankfurt/Main (Suhrkamp). Bommert, H., T. Henning u. D. Walte (1990): Indikationen zur Familientherapie.
Stuttgart (Kohlhammer).
Boszormenyi-Nagy, I. u. G. Spark (1973): Unsichtbare Bindungen. Die Dynamik-familiärer Systeme. Stuttgart (Klett-Cotta). Boszormenyi-Nagy, I. (1987): Foundations of Contextual Therapy; Collected Papers of
I. Boszormenyi-Nagy. New York (Branner & Mazel). Brandl-Nebehay, A. u. U. Russinger (1995): Systemische Ansätze im Jugendamt —
Pfade zwischen Beratung, Hilfe und Kontrolle. Z. System. Ther. 13 (2) 90—103. Breitenbach, G. u. H. Requardt (1996): Kommentar. Der Ansatz von Bert Hellinger —
Rückfall oder Vorfall? Zeitschrift für Systemische Therapie 14: 47—49. Breuer. H. (1997): Familienaufstellung und Gefühle, Im vorl. Band S. 128 ff. Buber, M. (1992): Das dialogische Prinzip. Gerungen (Lambert Schneider) 6., durchges.
Auflage. Burr, W. (1993): Evaluation lösungsorientierter Kurztherapie. Familieiidynamik 18: 11—21.
374
Buch, V. (1995): Nachbetreuung von Pflegefamilien. In: M. R. Textor u. Р. К. Warndorf
(Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus),
S. 177—190. Ciompi, L. (1997): Die affektiven Grundlagen des Denkens. Göttingen (Vanden-hoek
und Ruprecht).
Cohen D. а. С Eisdorfer (1986): The loss of seif. New York (W.W. Norton). Conen, M.-L. (1996): «Wie können wir Ihnen helfen, uns wieder loszuwerden?»
Aufsuchende Familientherapie mit Multiproblemfamilien. Z. System. Ther. 14 (3):
178—185.
Cousins, N. (1996): Der Arzt in uns selbst. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Crittenden, P. M. (1995): Attachment and psychopathology. In: S. Goldberg, — Die
zeitlosen Weisheiten des Zen. Worte großer Meditationsmeister über Achtsamkeit,
Einsicht und inneren Frieden. Bern/München/Wien (Scherz). Dilts, R. (1993): Die Veränderung von Glaubenssystemen; Paderborn (Junfer-mann). Dramatica Software zur computergestützten Drehbuchentwicklung. (Screenplay
Systems), 1994. Eberspächer, H. E. (1987): Über die Interaktion von Psyche und Soma in der
Funktionellen Entspannung. Vortrag gehalten auf der Tagung des Deutschen
Kollegiums für Psychosomatische Medizin (DKPM) in Schömberg. Eddington, A. S. (1935): New Pathways in Science. Cambridge. Erickson, M. H., E. L. Rossi u. S. L. Rossi (1978): Hypnose. Induktion, Psychotherapeut.
Anwendung, Beispiele München (Pfeiffer).
Erickson, E. H. (1966): Identität und Lebenszyklus. Frankfurt/M. (Suhrkamp). Essen, S. (1990): Vom Problemsystem zum Ressourcensystem. In: E.J. Branner: Von
der Familientherapie zur systemischen Perspektive. Heidelberg/Berlin (Springer). Fehlinger, M. und С Essen (1994): Ich und meine Panikattacke. Systemische Modelle
für Einzeltherapie und Supervision bei Angst- und Panikzuständen. Unveröff.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Екатерина Наркевич. Метод ментальных расстановок, основанный на методе семейных расстановок Берта Хеллингера
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Тихонова О.И. Особенности семейной психоаналитической психотерапии
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Ульсамер Бертольд. Работа с травмой и семейные расстановки - несовместимы или дополняют друг друга. О системных расстановках и работе с травмой.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Хейли Джей, Эриксон Милтон - Стратегии семейной терапии
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Коннер Р.Ф., Зырянова Ю.И. Каленский М.И. Дроздовский Ю.В. Стратегический подход к семейной психотерапии. Методическое пособие для врачей-курсантов.
  • Закономерности психических систем
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Шарфф Д.С. Игры с детьми в детской психотерапии
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Генограмма, как инструмент системной семейной психотерапии
  • Отворот от парня
  • Декарт Р. РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • К чему снится дочь
  • Как сделать приворот
  • Эволюция психотерапии. Том 1. "Семейный портрет в интерьере": Семейная терапия
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Что такое "ВОРКШОП"?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Приворот белой магии
  • Притча «Опыт Души»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь