Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52277

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Гипотимия (гипо + греч. thymos — настроение, чувство). Пониженное настроение, сочетающееся с уменьшением психической и (не всегда) двигательной активности. Один из признаков депрессивного синдрома (депрессивной триады).
Гипотиреоз (гипо + анат. glandula thyroidea — щитовидная железа). Понижение функции щитовидной железы, сопровождающееся нарушением обмена веществ. Наблюдается при микседеме.
Гипотония сознания [Berze J., 1914]. Фактор, выведенный при разграничении клинически процессуальных и дефектных состояний шизофрении. Рассматривалась как основное, первичное расстройство при шизофрении, проявляющееся в недостаточности активности личности с ее детерминирующими тенденциями, недостаточности интенциональных актов, обеднении, редуцировании личностного содержания. Нарушения переживаний у больных шизофренией в процессуальной стадии болезни выводилось из снижения сознания до уровня ниже нормального бодрственного состояния.
Ср.: побуждений расстройства, редукция энергетического потенциала.
Гипофобия (гипо + греч. phobos — страх). Недостаточность чувства страха, приводящая к неадекватной оценке ситуации. Проявление эмоциональных расстройств. Наблюдается у больных шизофренией, при алкогольном опьянении, иногда при неврозах («стеническое жало психастеника»).
Гипофрения (гипо + греч. phren — ум, разум). Обобщающее название различных форм слабоумия, врожденного и приобретенного. Малоупотребляемый термин.
Гиппель—Линдау болезнь [Hippel Е., 1895; Lindau A., 1926]. Ретино-церебеллярный ангиоматоз. Врожденное заболевание, характеризующееся множественными ангиобластомами, локализующимися преимущественно в сетчатке, мозжечке, нарушениями развития внутренних органов или их доброкачественными опухолями (кистомы поджелудочной железы, почек, печени). Иногда обнаруживается гипернефрома. Психически: явления органического психосиндрома (регресс личности, снижение оперативной памяти, раздражительность, возбуждение, повышенная утомляемость). В некоторых случаях психопатологическая симптоматика такая же, как и при опухолевых процессах с локализацией в лобной области [Melmon K.C., Rosen S.W., 1964].
Гиппус (греч. hippeio — скакать). Клоническая судорога m.sphincter iridis, приводящая к частой смене миоза и мидриаза. Наблюдается при органических поражениях ЦНС — паркинсонизме, нейролюэсе.
Син.: симптом беспокойства зрачков Вестфаля [Westphal С.].
Гирсутизм (лат. hirsutus — волосатый, косматый). Гипертрихоз у женщин — появление усов и бороды, обильный рост волос на туловище и конечностях. Наблюдается при патологии гипофиза и яичников, иногда в виде проявлений вторичных расстройств эндокринной системы у психически больных (например, при шизофрении), при адреногенитальном синдроме.
Гистрионизм (лат. histrio — актер) [Racamier P., 1952; Ziegler F.J., 1960]. Театральное поведение больных истерией с присущими им чертами эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, повышенной внушаемости и реактивности, склонностью к драматизации. Г. проявляется сильной эмоциональной экспрессией в мимике, пантомимике, речевых интонациях, повышенной вокализацией. В связи с этим предлагаются термины: гистрионическая личность, гистрионные мужчины. По A. Jakubik [1979], чрезмерная экспрессия создает впечатление неискренности, театральности, стереотипной игры роли; эскалация эмоциональности рассматривается им как средство подавления окружающих, самоутверждения, и механизм, разряжающий сверхоптимальный уровень активации. Таким образом, Г. можно рассматривать как своеобразный механизм психологической защиты при истерии.
Гифегедония (греч. hypo — под, понижение, hedone — удовольствие, наслаждение). Снижение остроты ощущений, получаемых при половой близости. Часто наблюдается при невротических состояниях, депрессиях.
Гликроидия. См. Глишроидия.
Глишроидия (греч. glykys — клейкий, сладкий, eides — подобный) [Minkowska F., 1923, 1935]. Эпилептоидная конституциональная предрасположенность, рассматривавшаяся как непременное условие для развития генуинной эпилепсии. Подчеркивалось значение факторов наследственных, психических (инертность аффектов, прилипчивость, малая подвижность, консерватизм традиций) и соматических (атлетическое телосложение) особенностей.
Син.: гликроидия, эпилептоидия, эпилептоидная конституция, иктафинная конституция.
Глоссолалия (греч. glossa — язык, lalia — речь). Расстройство речи, характеризующееся ее ускорением и появлением в ней множества парафазии, неологизмов. В отличие от неоглоссии (см.) является аффективно обусловленной. Наблюдается в некоторых религиозных сектах при радении, в состояниях истерического экстаза, экзальтации, суженного сознания. Возникает остро, у преморбидно расположенных личностей с истерическими чертами характера или при наличии психогенной индукции в предрасполагающей обстановке. В отличие от неоглоссии отсутствует тенденция к какой-либо систематизации новой речи. Глоссолалическая речь всегда эмоционально ярко окрашена и сопровождается общим психомоторным возбуждением.
Глоссомания (греч. glossa — язык, mania — страсть, безумие). Навязчивое рассматривание собственного языка в зеркале. Частый симптом ипохондрических состояний главным образом невротического генеза.
Глупость физиологическая. Пограничный (на границе с легкой дебильностью) уровень интеллекта, не дает оснований для диагностики умственного недоразвития. Понятие, близкое к конституциональной глупости по П.Б. Ганнушкину [1933].
Глухонемота (лат. surdomutismus). Одновременное отсутствие речи и слуха. Может быть врожденной (вследствие недоразвития кортиева органа) или приобретенной — при органических поражениях головного мозга, истерическая, психогенно обусловленная (при этом косвенным путем удается обнаружить сохранность слуха, часты нарушения кожной чувствительности в области ушных раковин, наружного слухового прохода). Последняя снимается внушением в гипнозе, а также в стадии возбуждения при кратковременном наркозе.
Гнев. Состояние бурного аффекта, остро наступает и скоро проходит. Часто сопровождается двигательным возбуждением и агрессивно-разрушительными тенденциями. Характерны вегетативные реакции: покраснение или побледнение лица, тахикардия, головная боль (чаще после приступов гнева). Реакции Г. наблюдаются как у психически здоровых лиц (обычно они протекают адекватно вызвавшим их внешним факторам и в основном контролируются), так и при психических заболеваниях — при неврозах, у психопатических личностей, при органических поражениях головного мозга (церебральном атеросклерозе, посттравматической энцефалопатии, эпилепсии и др.). Реакции Г., возникающие на неблагоприятной почве, отличаются несоответствием степени их выраженности и значения вызвавшего эти реакции психогенного фактора, особой бурностью и часто продолжительностью. Состояние Г. может быть длительным при гневливой мании.
Говерса симптом [Gowers W.R., 1889]. Парадоксальное расширение зрачков при их освещении. Наблюдается главным образом при сифилитическом поражении головного мозга.
ван Гога симптом. Описан H.S. Abram [1966]. Заключается в том, что больные либо сами себя оперируют, либо требуют, чтобы врачи произвели им те или иные операции. Может наблюдаться при параноидной и ипохондрической формах шизофрении, в клинике психопатий. Иногда включается в рамки синдрома дисморфофобии (дисморфомании).
Голант синдром насильственных мыслей и действий [Голант Р.Я., 1929]. Наблюдается при постэнцефалитическом паркинсонизме. Характерны приступы судорог взора (см. Виммера — Штерна симптом), так называемое «навязчивое мышление», мысленное повторение отдельных слов и фраз, насильственный смех и плач, палилалия, палиграфия, насильственное мычание, повторение услышанных слов, акайрия, насильственные движения. Течение интермиттирующее. Не зависит от степени выраженности паркинсонизма. Иногда усиливается под влиянием психогенных моментов. Входящие в структуру синдрома психопатологические проявления рассматриваются как персеверация с субъективным переживанием насильственности.
Голант синдром ощущения невесомости [Голант Р.Я., 1940]. Характеризуется сочетанием чувства собственной невесомости, неполноты вкусовых и обонятельных впечатлений, витальной тоски и неврологических симптомов (гипоталамических, оптико-вестибулярных). При этом больные иногда жалуются на ощущение изменения величины конечностей. Описан при органических поражениях головного мозга нейроинфекционного генеза с предположительной локализацией в правой височной доле (поражение височно-таламических путей).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь