|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67216
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В школе должна быть создана ясная организационная структура. Педагог должен знать, кто из завучей за какое направление работы отвечает. В школе также должна быть налажена система информации, вестись целенаправленная работа по совершенствованию методов управления и улучшению атмосферы в коллективе.
Цели школы вырабатываются и принимаются членами педагогического коллектива. Цели организации формируются при совместном планировании стратегии и тактики развития школы (партнерское управление). Администрация ориентируется на использование групповых методов работы (создание продуктивно и творчески работающих групп, мастерских, профессиональных объединений). Организовать постоянно действующие системы психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов для обучения педагогов и самой администрации. Развивать положительную мотивацию на развитие у педагогов. Для построения обоснованной кадровой политики психолог может рекомендовать администрации использовать методики, направленные на: - исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, которое позволяет понять систему их работы, проанализировать степень согласованности управленческих действий, оценить вклад каждого руководителя в обеспечение профессионального развития педагогов; - выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов в школе; - анализ мотивации деятельности педагогов; - изучение взаимоотношений в педагогическом коллективе [7]. Доказали свою эффективность педагогические советы, проводимые в форме игр, групповых дискуссий, психолого-педагогический консилиум как форма управления учебно-воспитательным процессом в школе [2]; психолого-педагогические семинары, позволяющие формировать у педагогов социально-психологическую компетентность. В заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что тесты, опросники могут рассматриваться лишь как повод для диалога с педагогом, для уникального эмоционально-личностного контакта с ним. Главное - не превратить живую личность в бездушного «испытуемого» [9]. Взвесить и измерить самобытный, индивидуализированный, персонифицированный труд педагога практически невозможно. Переформулируем слова замечательного гуманистического психолога Р. Мэя: задача психолога - помочь педагогу обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я». Вопросы и задания 1. Назовите основные этапы профессионализации педагога. 2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами? 3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами. 4. Какими знаниями, умениями и качествами должен обладать психолог, работающий с педагогами? 5. Какова роль психолога в организации кадровой работы образовательного учреждения? 6. Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в коллективе? Практические задания 1. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации? 2. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей. 3. Продумайте программу тренинга эффективного делового общения для руководителей школы. Сформулируйте цели, обоснуйте методическое обеспечение работы консультанта в группе. План семинара «Роль психолога в управлении школой» 1. Принципы работы психолога с администрацией. 2. Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации. 3. Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно-методическое обеспечение. Основная литература 1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. 3. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда. 1996. 4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 6. Клюева Н.В., Свистун МЛ. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992. 7. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 8. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995. Дополнительная литература 9. Братченко C.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997. 10. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000. 11. Мелибруда Е.Я.- ты - мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986. 12. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. М., 1992. 13. Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллинн, 1986. 14. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. 15. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|