Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52276

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Гипнопедия (гипно + греч. paideia — обучение). Обучение в гипнозе. Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков. Лекции-внушения произносятся в течение сеанса несколько раз тихим голосом, иногда с этой целью воспроизводятся магнитофонные записи.
Гипнопсихотерапия (гипно + греч. psyche — душа, therapeia — лечение) [Мягков И.Ф.]. Сочетание внушения в гипнозе с психотерапией в состоянии бодрствования. Показана при состояниях, затрудняющих контакт с больным, главным образом при истерических расстройствах (сужении сознания, мутизме, глухонемоте, амаврозе). Вначале проводится сеанс гипнотерапии, затем переходят к другим видам психотерапевтического лечения — рациональной психотерапии, аутогенной тренировке.
Гипнотерапия (гипно + греч. therapeia — забота, лечение, уход). Метод психотерапии, основанный на применении внушения в гипнозе.
Гипнофобия (гипно + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заснуть, мотивируемая опасением умереть во время сна.
Гипобулические механизмы Кречмера (греч. hypo — внизу, снизу, под, bule — воля). [Kretschmer E., 1922]. Низший тип волевой установки, соответствующий ранним ступеням онто- и филогенеза, обусловленный деятельностью древних рефлексов. В норме гипобулика подчинена сознательной (целевой) воле, но в патологии (при сильных аффектах, при предъявленных к личности невыполнимых для нее требованиях, при шизофрении) Гипобулические механизмы высвобождаются из-под контроля и проявляются примитивными реакциями чаще всего аффективного характера. Проявления гипобулики в моторике — «двигательная буря», рефлекс «мнимой смерти», ритмические двигательные стереотипии. Характерные признаки гипобулики — зависимость от элементарных раздражений, склонность к одновременному или попеременному возникновению диаметрально противоположных реакций, несоответствие реакции раздражителю. Типичное проявление гипобулики — истерический припадок; c ней E. Kretschmer связывал и кататонические проявления при шизофрении, каталепсию в гипнозе. Применительно к истерии E. Kretschmer рассматривал гипобулические механизмы в плане концепции P. Janet о послойном строении психики и противопоставлении автоматических механизмов сознательным.
Гипобулия (гипо + греч. bule — воля). Снижение волевой активности, желаний и побуждений к деятельности.
Гипогидроз (греч. hypo — под, ниже, hydros — пот). Понижение потоотделения. Наблюдается при вегетативных расстройствах, сильном страхе, состояниях гипергликемии.
Гипогликемия (гипо + греч. glykys — сладкий, haima — кровь). Снижение уровня содержания глюкозы в крови.
Г. идиопатическая семейная [McQuarrie, 1954] — наследственное заболевание, проявляющееся в возрасте до 2 лет спонтанно наступающими гипогликемическими явлениями, главным образом у мальчиков. При значительном снижении сахара — судороги, кома. Наблюдаются стойкие поражения головного мозга. Часты спонтанные ремиссии в возрасте 6-10 лет. Патогенетический механизм — замедление распада инсулина вследствие энзиматического блокирования инсулиназы.
Син.: синдром Мак-Карри.
Г. инсулиновая — Г., возникающая вследствие введения инсулина — при инсулинокоматозной терапии, при передозировке инсулина у больных сахарным диабетом. Характерны слабость, потливость, булимия, тремор рук, при значительном снижении уровня сахара в крови — коматозное состояние.
Г. спонтанная — Г. возникающая вне связи с эндокринной патологией. Наблюдается при некоторых невротических состояниях, у больных алкоголизмом, при органических поражениях ЦНС.
Гипогонадизм (гипо + новолат. gonas — половая железа). Понижение функции полового аппарата, его недоразвитие или инволюция. Характерны пониженная секреция половых желез, слабая выраженность вторичных половых признаков и половых органов. Наблюдается при патологии гипофиза или гипоталамуса в связи с нарушением секреции гонадотропных гормонов и нейрогормонов; при нарушениях нервной регуляции деятельности половых желез; вследствие непосредственного поражения болезненным процессом половых органов и при кастрации.
Гипокинез (гипо + греч. kinesis — движение). Снижение двигательной активности: 1) при некоторых органических поражениях головного мозга, например, при экстрапирамидной патологии (паркинсонический синдром); 2) при состояниях ступора или субступора.
Син.: гипокинезия.
Гипомания (гипо + греч. mania — безумие, страсть, влечение). Нерезко выраженное маниакальное состояние, характеризующееся нерезким повышением настроения, умеренным ускорением течения ассоциативных процессов, стремлением к деятельности. Больные повышенно активны, нередко недостаточно контролируют свои влечения. Может быть проявлением циклотимической фазы или стадией развития мании.
Син.: гипоманиакальное состояние.
Гипомнезия (гипо + греч. mnesis — воспоминание). Прогрессирующее снижение памяти. При постепенно развивающихся органических процессах характеризуется известной последовательностью: ослабление произвольной репродукции, затем удержания в памяти и после этого запоминания. При острой вредности (например, после черепно-мозговой травмы) такая последовательность необязательна.
Гипоноические механизмы Кречмера [Kretschmer E., 1922]. Архаический тип реагирования, проявляющийся в формировании и сочетании представлений, тогда как в гипобулических механизмах доминируют эмоционально-волевые проявления. Гипоноические механизмы наблюдаются в патологии и в норме (сновидения, грезы наяву, начальная стадия художественного творчества, мифология и искусство первобытных народов). Гипоноическое мышление всегда кататимично, то есть зависит не от логических категорий, а от аффектов, желаний, опасений. В соответствии с концепцией гипоноических механизмов E. Kretschmer рассматривал шизофреническое мышление, а также особенности мыслительной деятельности во время истерических сумерек и переживания загипнотизированных, для которых, считал он, характерны отсутствие логического смысла (асинтаксичность) и символическая образность. Анализ гипоноического мышления проводился E. Kretschmer с позиций психоаналитической символики.
Резкой критике подверглась идея сопоставления патологии мышления с мышлением первобытных народов [Зиновьев П.М., 1929].
Гипопаратиреоз (гипо + анат. glandula parathyroidea — околощитовидная железа). Понижение функции около(пара)щитовидных желез.
Гипопатия (гипо + греч. pathos — болезнь, страдание). Снижение степени выраженности эмоциональных проявлений. По Н.Н. Тимофееву [1954], гипопатический синдром характеризуется своеобразным нарушением чувства реального, проявляющимся в исчезновении эмоционального тона восприятий и переживаний. Состояние, близкое к anaesthesia dolorosa psychica.
Гипопсихоз (гипо + греч. psyche — душа + оз) [Barnes F.M., 1923]. Болезненные психические состояния, характеризующиеся снижением уровня психической деятельности, хотя «психоз в клиническом смысле не развивается». Описан при органических поражениях головного мозга.
F.M. Barnes различал помимо Г. апсихоз, сводящийся к отсутствию психических функций, невозможности последовательного и целенаправленного мышления (например, при ступоре), гиперпсихоз, характеризующийся чрезмерным усилением психических функций, и парапсихоз, при котором отмечается искаженное функционирование психики.
Гипопсихотические состояния [Гольденберг М.А., 1961]. Наблюдаются при острых инфекционных заболеваниях и характеризуются тем, что психические нарушения при них не носят выраженного психотического характера. Иногда это лишь этап, предшествующий развитию психотических синдромов. К Г.с. относятся инфекционная астения, апатико-адинамический синдром, гипнагогические психические нарушения (гипнагогические галлюцинации, галлюциноз, делирий, психосенсорные расстройства). Они появляются на высоте температуры и выражают степень интоксикации.
Ср.: гипопсихоз.
Гипостения (гипо + греч. sthenos — сила). Вариант астении, чаще ее стадия (особенно при неврастении), для которой характерна повышенная истощаемюсть (слабость возбудительного процесса).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь