|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67221
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Самоуправление развивается только тогда, когда педагоги оказываются в ситуации выбора решения, в котором определяются пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Принятие решения педагогическим коллективом и последующая его реализация при активном участии педагогов обеспечивают их включенность в процесс развития совместной деятельности. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести педагогов к новой цели совместной деятельности. На последующих же этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяется цель, реализуемая впоследствии педагогическим коллективом. Таким образом, сообщество педагогов, развиваясь в совместной деятельности, превращается в группу высокого уровня развития - коллектив, отличающийся профессиональной направленностью, подготовленностью, организованностью, интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативностью. Психолог школы должен постоянно отслеживать процессы, происходящие в педагогическом коллективе. Прежде всего речь идет о диагностике межличностных отношений, для определения которых можно использовать различные модификации социометрии. Кроме того, важно постоянно быть в курсе изменений различных подструктур, отражающих процесс развития группы педагогов как коллектива. Особое внимание должно уделяться формированию благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, снятию возникающих напряжений, предупреждению конфликтов и разрешению конфликтных ситуаций. Вопросы 1. Зачем нужно педагогам объединяться в коллектив? 2. Как влияют друг на друга деловая и социально-психологическая структуры коллектива? 3. Какие признаки свидетельствуют о развитости педагогического коллектива? 4. Какие нормы формируются в педагогическом коллективе и как они формируются? 5. Зачем нужно развивать в педагогическом коллективе самоуправление? План семинара «Психология педагогического коллектива» 1. Педагогический коллектив: психологическая структура и функции. 2. Факторы влияния на психологический климат в педагогическом коллективе. 3. Методы формирования положительного психологического климата. Основная литература 1. Кан-Калик В А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М., 1990. 2. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. 3. Реан А.А., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. 5. Социальная психология коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 6. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 7. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 8. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М., 1995. Дополнительная литература 9. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.,1998. 10. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М.,1999. 11. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996. 12. Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград, 1999. 13. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. 14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997. 15. Сластенин ВА., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. 16. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование. М., 1997. 17. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома, 1990. 18. Шепелъ В.М. Управленческая психология. М., 1984. 19. Якунин В А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Психологические основы организации педагогической деятельности Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации, методического объединения, психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых способствует эффективной организации педагогического коллектива, администрации, школы в целом. 1.Ориентация на сущностное обновление, трансформацию целей и методов работы школы. До тех пор пока основными критериями деятельности педагога будут количество усвоенных его учениками знаний, количество отличников, правильно написанных контрольных работ и т.п. и пока лишь вскользь будут упоминаться такие параметры деятельности учителя, как умение установить позитивные отношения с учениками, способность к формированию у учеников самостоятельного, ответственного и инициативного поведения, навыки партнерского поведения, авторитет среди учеников и родителей, проблема профессионального роста педагога решена не будет. 2. Четко определенные цели педагогов и администрации по отношению к образовательному процессу. 3. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, а для психолога особенно важно - установление доверительных отношений с педагогом и администрацией. Психологу необходимо различать истинные причины обращения к нему со стороны администрации или педагога. Запрос может иметь в своей основе манипуляцию, желание использовать психолога для изменения ситуации в целях одной из сторон. Педагог может использовать авторитет психолога для усиления своей позиции в конфликте с администрацией. Аналогично может строить свои отношения с психологом администрация. В таких случаях важно прояснение ситуации, и иногда психологу более разумно не принимать в этом участия. Особенно значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в инновационных школах. В таких школах должна быть проработана система управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами. С одной стороны, эта система обслуживает функционирование школы, а с другой - обеспечивает ее развитие. Администрация отвечает за создание в школе атмосферы, способствующей развитию профессионализма педагога, помогает ему в повышении квалификации за пределами школы и внутри нее, информирует его о перспективах деятельности в школе. Администрация сама должна демонстрировать установку на развитие и саморазвитие. Для создания атмосферы сотрудничества в коллективе рекомендуется следующее. Организовать систему подбора кадров, способных и желающих работать именно в данной школе. Для этого администрация информирует претендента о специфике школы, требованиях в ней к педагогу, возможностях его профессионального роста. Также важно понять профессиональные цели и ожидания педагога. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|