Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52275

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Гиперпрозексия (гипер + греч. prosexis — внимание). Болезненное усиление внимания к каким-то особенно значимым для больного объектам — мыслям, ощущениям, явлениям. Часто наблюдается при навязчивостях, сверхценных и бредовых переживаниях.
Гиперсексуальность (гипер + лат. sexualis — половой). Повышенное половое влечение. Наблюдается при некоторых психических заболеваниях, чаще при маниакальных состояниях, а также в периоды возрастных кризов — пубертатного, при старении.
Гиперсомния (гипер + лат. somnus — сон). Патологически повышенная сонливость. По А.М. Вейну [1974], различают Г. пароксизмальные и перманентные. К пароксизмальным относятся нарколепсия, пиквикский синдром, синдромы периодической спячки, Клейне—Левина, истерические спячки, Г. в клинике эпилептических, вегетативно-сосудистых, мигренозных и гипогликемических кризов и пароксизмов. К перманентным относятся Г. при органических поражениях головного мозга различной этиологии (при летаргическом энцефалите, сонной трипаносомной болезни и др. энцефалитах и менингоэнцефалитах).
Г. идиопатическая (греч. idios — свой, собственный, pathos — страдание, болезнь) [Roth В., 1976]. Характеризуется сонливостью в дневное время, удлиненным ночным сном и феноменом сонного опьянения (см. Опьянение сном). Обнаружена связь между идиопатической гиперсомнией и наличием психотравмирующих ситуаций [Яхно Н.Н., Муртазаев М.С., 1980], высказывается предположение о возможности возникновения этого синдрома на фоне незначительного нарушения функции гипоталамуса [Вейн А.М., 1982].
Гиперстения (гипер + греч. sthenos — сила). Вариант астении (чаще ее стадия), для которого характерна повышенная возбудимость (слабость торможения).
Син.: раздражительная слабость.
Гиперсублимация (гипер + лат. sublimare — возносить). Выраженное и стойкое подавление сексуальности, либидинозной активности деятельностью другого рода — спортивной, творческой, трудовой.
Гипертелоризм (гипер + греч. tele — далеко, horismos — разграничение, разделение). Повышенное расстояние между парными, симметрично расположенными органами, чаще всего между глазами. Термин, часто употребляемый в детской психоневрологии.
Гипертимия (гипер + греч. thymos — настроение, чувство). Повышенное, радостное настроение. В сочетании с усилением двигательной и психической активности наблюдается при маниакальных состояниях (маниакальная триада). Характерна для гипертимических психопатов и акцентуированных личностей.
Гипертиреоз (гипер + анат. glandula thyroidea — щитовидная железа). Повышение функции щитовидной железы, часто сочетается с явлениями тиреотоксикоза. См. Гревса—Базедова болезнь.
Син.: гипертиреоидизм.
Гипертрихоз (гипер + греч. trix, trichos — волос). Чрезмерный рост волос (по количеству, длине, толщине), появление их в неподобающих возрасту и полу местах. Волосатость.
Гиперергазия (гипер + лат. ergasia — деятельность, активность). Чрезмерное повышение активности, наблюдается у маниакальных больных, у психопатических личностей паранойяльного круга, гипертимических. Понятие, близкое термину «гиперергия».
Гипнагнозия (греч. hypnos — сон, а — не, gnosis — знание). [Эпштейн А.Л., 1 928]. Отсутствие у больного сознания того, что он спал. Наблюдается чаще всего при психических заболеваниях, протекающих с расстройствами сна, — депрессиях, невротических агрипнических состояниях.
Гипналгия (гипн + греч. algesis — ощущение боли). Алгические ощущения, наблюдающиеся во время сна или при переходе от бодрствования ко сну.
Гипноз (гипн + оз). Особое состояние психики человека, отличающееся и от бодрствования, и от обычного сна. Вызывается большей частью искусственно, воздействием извне, однако возможен аутогипноз. Отличается повышенной способностью гипнотизируемого воспринимать внушение и снижением чувствительности, восприимчивости ко всем другим влияниям. В связи с этими особенностями используется для психотерапии как самостоятельный метод и в сочетании с другими методами. Перед проведением сеанса гипноза обычно определяют гипнабельность пациента.
Г. активный ступенчатый [Kretschmer E., 1949] — методика психотерапии, основанная на поступательном ступенчатом строго методическом построении процесса гипнотизации, в которой до минимума сведена роль внушения. С помощью двух первых упражнений по методу аутогенной тренировки Шульца больной вызывает у себя ощущение тяжести и тепла в конечностях, после чего следует упражнение в фиксации взгляда с близкого расстояния. Это состояние поддерживается ритмическим однообразием звуковых раздражений (зуммер, метроном). Происходит последовательное включение механизмов, автоматически обеспечивающих гипноидное состояние.
Гипноз фракционный [Vogt О., 1900]. Вскоре после начала гипнотизации и впоследствии каждые 3-5 минут больного выводят из состояния дремоты и выясняют у него ощущения, которые он уже успел испытать. Этот самоотчет используется при построении внушения в последующем; ставится акцент на тех ощущениях, которые у него удалось вызвать. Метод позволяет более быстро достичь желаемой глубины Г.
Гипноза глубины шкалы 1. [Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R., 1962]. Учитываются такие факторы, как заранее внушенное опускание поднятой до определенного уровня руки, внушенные галлюцинации, наличие внушенных сновидений, регрессия возраста, аносмия, обездвиженность руки, возможность вызывания негативных галлюцинаций (больной не видит в связи с суггестией реально существующих предметов), постгипнотическая амнезия. Шкала построена по типу психометрических тестов, исследование длится около 1 ч. Была использована для обнаружения связи между гипнабельностью и другими личностными особенностями [Hilgard E.R., 1965].
2. Клиническая шкала для определения степени глубины гипноза [Orne M.T., O'Connel D.N., 1967]. Учитываются 5 факторов: отсутствие реакции, наличие идеомоторной реакции, невозможность сопротивления внушению, внушенные галлюцинации, постгипнотическдя амнезия. Оценка показателей психометрическая.
Гипноза cтадии по Бехтереву [Бехтерев В.М., 1911]. Систематизация гипнотических состояний в зависимости от степени их глубины и распространенности на малый, большой и средний Г. Малый Г. характеризуется дремотой, чувством отяжеления конечностей и приятного тепла и отдыха, отсутствием постгипнотической амнезии; средний — легким сном, каталептическими проявлениями, анестезиями, анальгезиями, сужением раппорта до восприятия лишь слов врача, отсутствием постгипнотической амнезии; большой — глубоким сном, полной избирательностью раппорта, реализацией внушения галлюцинаций, сложных переживаний, постгипнотических внушений, амнезией. Соответствуют Фореля стадиям гипноза.
Гипноза стадии по Форелю (Forel A., 1889]. Выделяемые по мере углубления гипнотического состояния стадии сомноленции, гипотаксии и сомнамбулизма.
Гипноид (гипно + ид). Термин, введенный J. Breuer [1895], соратником S. Freud, для обозначения сноподобных состояний у предрасположенных к истерии женщин, занимающихся монотонной домашней работой, которая не может полностью овладеть их вниманием.
Гипноидные фазы. Состояния, промежуточные между бодрствованием и сном. По И.П. Павлову различают уравнительную, парадоксальную, ультрапарадоксальную и наркотическую фазы, которым придается важное значение в объяснении патофизиологических механизмов сна, гипноза, бреда и т.д. В частности, патофизиологические механизмы психических нарушений при шизофрении во многом объясняются сложными гипноиднофазовыми процессами (см. Протопопова гипноидный синдром). Гипноидные фазы возникают не только в связи с вызывающим их искусственным торможением психической деятельности — они наблюдаются при утомлении, истощении, неврозах, психических заболеваниях.
Г.ф. наркотическая — никакой раздражитель, независимо от его силы, не дает эффекта.
Г.ф. парадоксальная — сильные раздражители дают слабый эффект, а слабые — сильный.
Г.ф. ультрапарадоксальная — положительные раздражители дают отрицательный эффект, и, наоборот, отрицательные раздражители дают положительный эффект.
Г.ф. уравнительная — реакция не зависит от силы раздражителя, во всех случаях наблюдается один и тот же эффект.
Гипнойя (гипо + греч. noeo — воспринимать, мыслить). [Ewald G., 1919]. Попытка выделения эндогенного психоза, при котором в клинической картине господствует подозрительность, в противоположность паранойе, при которой доминируют бредовые переживания. По G. Ewald, описанный им психоз недоверия близок к мании и депрессии.
В настоящее время используется лишь производный от Г. термин «гипноический».
Гипнолепсия (гипно + греч. lepsis — приступ, схватывание). Одно из основных проявлений нарколепсии — непреодолимые приступы дневного сна, возникающие периодически, в любое время и в любой обстановке (во время работы, за едой, в театре и т.п.). Частота приступов от единичных до многих в день, продолжительность от 10-15 минут до 1 ч.
Гипнонаркоз (гипно + греч. narkosis — онемение, оцепенение). Введение гипнотического внушения в комплекс мероприятий при проведении наркоза. Гипнотическое состояние потенцирует наркотический фармакогенетический эффект и позволяет уменьшить количество наркотиков, способствует более глубокому обезболиванию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь