Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106639

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задания можно усложнить и предложить ребенку поймать пло- скостную форму. В зависимости от особенностей стереотипии у ребенка можно видоизменить занятия, а именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее контуру и пр.
Опыт нашей работы показал, что специальные занятия, на- i правленные на развитие гностических процессов, целесообразно проводить с ребенком индивидуально.
У многих детей с РДА наблюдается пристрастие к одному пред-мету. Например, Вова С. всегда приходил на занятие с маленькой стеклянной бутылочкой, которую он постоянно сжимал в правой руке. Мать мальчика отмечала, что он любит стеклянные предметы. Психолог предварительно подготовил для него бутылочки разной величины. Занятие вызвало у мальчика огромное удовлетворение. Он показывал большие и маленькие бутылочки, расставлял их в разном порядке. На дальнейших занятиях психолог предложил мальчику конструировать геометрические фигуры из этого материала.
Основной задачей закрепляющего этапа занятий было:
— формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания поло-1 жительного микроклимата среди детей и среди их родителей;
— преодоление негативных эмоциональных переживаний и ] реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепле- j ние усвоенных форм поведения и общения;
— перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррек-1 ционной группы (в семье или в коллективе).
Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью мы использовали правила выбора игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен увидеть и поощрить любую инициативу и активность ребенка: похвалить его в присут-ствни группы, дать ему возможность выполнить роль ведущего. Ос-воение новых форм является чрезвычайно сложной задачей.
Особое место в процессе взаимодействия психолога с ребен-1 ком занимает активизация речевых проявлений.
У детей первой группы на фоне речевого мутизма могут на-1 блюдаться автономные вокализации в виде криков, эхолаличного |
200
лепета. Рекомендуется повторять за ребенком произнесенные им звуки. Это вызывает у ребенка интерес к психологу, побуждает его к более разнообразным вокализациям и становится средством эмоционального общения ребенка с психологом.
Важное значение на данном этапе имеет работа с родителями. Наш опыт показал, что проведения целенаправленных консультаций для родителей по воспитанию ребенка с аутизмом далеко не достаточно. Необходимо активное участие родителей в психокор-рекционном процессе. Для детей первой и второй групп мы организовывали совместные родительско-детские группы. Родители поочередно участвовали в занятиях, помогали психологу в организации занятия.
В зарубежной психологической практике при работе с детьми-ау-тистами особой популярностью пользуется холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть). Она была разработана доктором Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году. В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком (Rank D., 1949; Bowlby J., 1986). Авторы подчеркивали положительную роль первого контакта младенца с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности, которое он испытывает при общении с ней. Если чувство безопасности нарушено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в неправильном направлении и в крайних вариантах ведет к аутизму. Холдинг-терапия при аутизме имеет характер принудительного контакта, так как эти дети отвергают физическое и эмоциональное взаимодействие с матерью.
Перед тем как рекомендовать холдинг-терапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка и перед началом сеанса объясняет матери значение метода. В процессе холдинг-терапии перед матерью стоит задача взять ребенка на руки и, преодолев его сопротивление, как можно дольше удержать его. В некоторых случаях, когда ребенок более взрослый или активно сопротивляется, рекомендуется лечь на него, обнять его, прижать к себе и постараться удержать как можно дольше, пока ребенок не успокоится. Во время сеансов роль психолога заключается в следующем:
201
— Психолог помогает матери преодолевать затруднения во' время сеанса.
— После окончания сеанса психолог анализирует поведение ребенка, его реплики, интерпретирует символику сопротивления ребенка и другие особенности его поведения.
Опыт нашей работы показал высокую эффективность данного метода, особенно для тех детей, которые испытывали существенную эмоциональную депривацию со стороны родителей и особенно матери. Мы считаем целесообразным проводить холдинг-терапию не только с матерью, но и с отцом и другими членами семьи больного ребенка. Эффективность этого метода обусловлена тем, что с его помощью удовлетворяется основополагающая потребность ребенка в социальных контактах, которая базируется на чувстве безопасности.
Холдинг-терапию полезно использовать перед началом занятий. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта, и в течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки выполняют упражнения. Элементы холдинг-терапии целесообразно использовать и в процессе второго и третьего этапа занятий с целью усиления психической активности и выработки целенаправленного поведения.
Для этого используются игры «Подкидыш», «Качание в одеяле», «Угадай на ощупь, кто это» и др.
При проведении холдинг-терапии необходимо использовать следующие правила:
1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере, в течение первых двух месяцев.
2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.
3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе.
4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца.
Итак, основной задачей психологической коррекции детей с РДА является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции
202
поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Опора на стереотипность поведения, ритуальные действия, освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом целенаправленного поведения и познавательных процессов. Особое значение во взаимодействии психолога с ребенком имеет активизация речевых проявлений с помощью специальных приемов, что позволяет повысить интенсивность эмоционального контакта между ребенком и психологом. Важное значение в системе психокоррекции детей с аутизмом имеет работа с семьей ребенка, направленная на активное привлечение родителей к проблемам ребенка и обучение их взаимодействию с ним. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутич-ного ребенка.
Работа с аутичными детьми предъявляет высокие требования к личности и уровню профессионализма психолога. Опыт нашей работы показал, что не каждый из желающих студентов-психологов может работать с детьми с аутизмом, особенно с детьми первой и второй групп. Полевое поведение детей с рудиментарными способами обследования предметов (облизывание, кусание, обнюхивание), эффективность, агрессивные действия, несформированность навыков опрятности и пр. вызывает у некоторых брезгливость, растерянность и другие негативные переживания. Следует подчеркнуть высокую сензитивность (чувствительность) детей с аутизмом к человеку. Например, мы предлагали детям с аутизмом выбрать из группы студентов, с кем бы они согласились заниматься. Выбранные детьми студенты отличались высоким эмпатийным потенциалом, эмоциональной стабильностью, имели глубокую направленность на работу с проблемными детьми, отличались повышенной чувствительностью и уважением к окружающим. Эти качества отражают личностную зрелость специалиста. Как справедливо отмечал К. Шнейдер, личностная, зрелость — это способность специалиста-психолога успешно решать свои жизненные проблемы, откровенность, терпимость и искренность по отношению к людям.
203



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Мастяева Елена Викторовна. Конспект занятия психолога с детьми с ЗПР в детском саду
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Родительское собрание по теме «Возрастные особенности детей среднего возраста»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Шаталова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия «Солнышко» для детей с РАС
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Тимофеева С. Особенности работы семейного психолога в дошкольном образовательном учреждении
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Образовательная программа по адаптации для детей с нарушением зрения. Презентация №1
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Наталья Александровна Ладыгина. Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Смольнякова О.В, Измайлова Р. Ш., Полуместная Н.А., Зеленецкая М.Ю.. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АДАПТАЦИИ
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Полежаева Т.В. Особенности психологического консультирования в отделении ТКМ РДКБ
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Светлана Глухих. Консультация по развитию речи детей 4-5 лет
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь