Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67220

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы профессионализации педагога.
2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?
3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами.
4. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации?
5. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.
6. Разработайте программу социально-психологического тренинга для педагогов, которые испытывают трудности с организацией дисциплины в классе.

План семинара.

«Методы повышения психологической компетентности педагога»

1. Понятие «психологическая компетентность».
2. Индивидуальная работа психолога с педагогом.
3. Активные методы обучения в работе с педагогами.

Основная литература

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
3. Кан-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
4. Клюева Н.В., Свистун МА. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
6. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
8. Петровская Л А.. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.,1989.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Дополнительная литература

10. Анисимова Н.П. Психолого-педагогический анализ урока: Методические рекомендации. Ярославль, 1984.
11. Антонова Н.Е. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
12. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
13. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
14. Кидрон А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге //Психологические условия социального взаимодействия. Таллин, 1983. С. 99-107.
15. Ковалев ГА. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М., 1981.
16. Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллин,1986. С. 7-27.
17. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 1998.
18. Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума // Вопросы психологии. 1990. № 2.
19. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.

Психология педагогического коллектива

Основные цели образовательного учреждения реализуют в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме). Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.
Основополагающий принцип понимания психологической структуры группы людей определяется как отражение ее жизнедеятельности в целом [6]. Жизнедеятельность педагогического коллектива отражается в его двух главных функциях: учебно-воспитательной (производственной) и социально-гуманитарной [8]. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая - интересы работников.
В целом, когда мы говорим о психологической структуре любой группы людей, необходимо рассматривать ее в двух аспектах. Первый аспект связан с рассмотрением структуры отношений, второй - с выделением подструктур, характеризующих развитие группы как коллектива.
Деловая структура педагогического коллектива включает прежде всего производственные связи педагогов, направленные на достижение целей педагогической деятельности и носящие как формальный, так и неформальный характер.
Выделяется два структурных «разреза» в отношениях между педагогами - деловой («официальный», «формальный», «ролевой», «внешний») и социально-психологический («неофициальный», «неформальный») [8]. Последний отражает деловые отношения, но не прямо, а через призму потребностей и интересов членов коллектива, их психологии.
Смысл выделения этих двух структур становится понятным лишь в связи с функциями коллектива: если деловая структура вытекает из его производственных функций, то социально-психологическая структура скорее отражает социально-гуманитарные функции, потребности и интересы его членов, в том числе обусловленные их трудовой деятельностью.
Понятие «деловая структура» интерпретируется в двух планах: идеальном и реальном. В идеальном плане деловая структура представляет собой модель системы деловых связей и отношений, целей и задач коллектива. Модель системы деловых связей фиксируется в уставах и должностных предписаниях, в инструкциях и правилах. Она адекватно может быть описана с помощью понятия «формальная структура». К понятию «формальная структура» следует отнести также практическую peaлизацию предписаний и инструкций, если они выполняются без искажений и дополнений.
Но в реальной жизни идеальная схема деловых отношений выдерживается не полностью - поведение членов коллектива и руководителей отклоняется от нее в ту или другую сторону, дополняется новыми элементами. Это происходит в результате персонификации социальных ролей, под влиянием психологических особенностей членов коллектива, сложившейся системы межличностных отношений и ряда других факторов.
Часть таких аномальных деловых отношений вообще не может быть предусмотрена инструкциями и включена в содержание ролей даже при самом детальном их проектировании: они зависят лишь от индивидуально-психологических особенностей учителей и руководителей, возникают по поводу исполнения ими той или иной роли, допускаемых нарушений, личных притязаний и т.д. Поэтому всю реально складывающуюся систему деловых отношений нельзя назвать формальными отношениями. Часть их носит неформальный характер.
Социально-психологическая структура складывается из связей, психологических по своей природе. Она включает в себя симпатии и антипатии, уважение и пренебрежение, групповые цели, отношения к целям совместной деятельности, ее результаты и т.д. Эту систему чувств, потребностей, интересов, ценностных ориентации и установок целесообразно назвать социально-психологической структурой коллектива. Ее главный нерв, основной каркас состоит из межличностных отношений – отношений членов коллектива друг к другу.
В соответствии с названными группами функций можно выделить также два блока психологической структуры педагогического коллектива [6]. В каждой подструктуре, входящей в соответствующий блок, специфично проявляются такие общие качества развивающегося коллектива, как интегративность (мера единства, слитности, общности), микроклимат, определяющий самочувствие каждого педагога, референтность (принятие педагогами группового эталона), лидерство (реальное выделение личностей, оказывающих существенное влияние на педагогический коллектив).
Первый блок отражает реализацию учебно-воспитательной функции и имеет подструктуры профессиональной направленности, организованности и подготовленности к совместной деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Использование кинетического рисунка семьи, для профилактики психологического насилия над ребенком в семье
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. - Проективная психология
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Франселла Ф., Баннистер Д. - Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Шапарь В. Б., Шапарь О. В. - Практическая психология. Проективные методики.
  • Тест «Автопортрет»
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь