|
Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 38024
Автор: Малкина-Пых Ирина Германовна.
Название: Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Пространство – как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие – нет?
Время – какой ритм более органичен для меня? При каком ритме – быстром или медленном – я чувствую себя более уверенным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? Вес – насколько я чувствую свой вес и, следовательно, опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело другим людям? Направление – насколько координированы мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле? Следование ритму позволяет человеку войти в кинестетический (телесный) транс – измененное состояние сознания, для которого характерна фиксация внимания внутри себя. В трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к действительности. В нашем индустриальном мире мы утратили многие ритуалы более примитивных обществ – церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь к новому состоянию. Без гибкости мы уязвимы и беззащитны, легко подвержены влиянию других людей. Входя в состояние транса, человек присоединяется к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. Одной из целей вхождения в транс является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы решения своих проблем, что, в свою очередь, позволило бы ему по-новому направить свою жизнь так, чтобы самоосуществиться, самореализоваться в мире дезорганизации и стресса. Характер человека – это набор устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на окружаюшую среду, который формируется в раннем возрасте и потом остается практически неизменным. Соответственно, у каждого типа характера существуют свои базовые проблемы, с которыми и работает ритмо-двига-тельная терапия. Ритмо-двигательная терапия помогает разобраться со следующими проблемами: • с границами (установление моих границ с окружающим миром, какую важность это имеет для меня); • с межличностными отношениями (мои контакты и коммуникации с другими людьми); • с образом «Я» (мое место в этом мире, как я себя веду, что я чувствую, как реагирую на определенные ситуации); • со сверхконтролем (как я могу контролировать себя и других людей); • с агрессией (моя способность справляться с агрессией, неадекватным поведением); • с опорами или заземлением (моя устойчивость); • с психофизиологическими блоками (блоки –то «зажимы», вызванные необходимостью сдерживать себя из-за установленных правил поведения в обществе); • со структурной интеграцией (преодоление беспорядочности действий и суждений, когда чувствуешь одно, думаешь другое, а делаешь третье). Занятие состоит из разминки, быстрой (ритмической) части и заключительной части. Каждое занятие лучше посвятить работе над какой-то одной проблемой. Продолжительность, интенсивность и содержание занятия могут быть разными в зависимости от наличия времени, желания, физической подготовки и поставленных задач. Некоторые упражнения рассчитаны на работу в паре или в группе. Заниматься необходимо в удобной спортивной одежде, обязательно перед зеркалом, чтобы видеть, что и как получается. Перед началом занятий нужно сформулировать проблему, с которой клиент намерен работать. Некоторые упражнения, приведенные в тренинге, взяты из работ: Березкина-Орлова, 2001; Березкина-Ор-лова, Баскакова, 1997; Гиршон, 2000а, б; Грачева, 2003; Кэмпбелл, 1999; Лисицкая, 1994; Лоуэн, 1997; Сергеева, 2000; Шкурко, 2003; Эндрюс, 1966. Ритмо-двигательной терапии, так же как и другим телесным техникам, нельзя обучиться по книгам. Консультант должен пройти соответствующее обучение, прежде чем начинать работу с группой. РАБОТА С ОПОРАМИ (ЗАЗЕМЛЕНИЕ) «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать» (Лоуэн, 2000). Качество заземления человека отражает его внутреннее чувство безопасности. Когда человек хорошо заземлен, он комфортно чувствует себя и уверен, что имеет почву под ногами. Это зависит не от силы ног, а только от того, насколько мы их ощущаем. Проблема недостатка чувства безопасности неразрешима, пока человек не осознает свое недостаточное заземление. Он может верить, что находится в безопасности потому, что получает деньги, имеет семью и положение в обществе. Но если он не заземлен, то будет страдать от недостатка внутреннего чувства безопасности. Заземление противоположно подвешенности. В «подвешенном состоянии» находится человек, оказавшийся в эмоциональном конфликте, парализующем его и мешающем ему совершать любые эффективные действия, направленные на изменение ситуации. Состояние подвешенности может быть осознанным и неосознанным. Если человек осознает конфликт, но не может решить его, он чувствует, что причина в нем самом. Однако состояние подвешенности может быть обусловлено конфликтами, случившимися в детстве, воспоминания о которых долгое время подавлялись. В этом случае это неосознанная подвешеннйсть. Любая подвешенность, осознанная ИЛИ неосознанная, ограничивает свободу передвижения человека во всех областях жизни, а не только в локальном конфликте. Причем неосознанное состояние подвешенности находит свое отражение в теле в форме хронического мышечного напряжения подобно всем неразрешенным эмоциональным конфликтам. Иллюзии и мечты являются частью скрытой жизни большинства людей. Как правило, тот факт, что любая иллюзия как бы подвешивает человека, не воспринимается. Человек попадает в неразрешимый конфликт между требованиями реальности, с одной стороны, и попыткой осуществить иллюзию – с другой. Он не хочет отказываться от своей мечты, потому что это будет означать поражение его «Я». В то же время он не может полностью игнорировать требования реальности, которая в результате расхождения с иллюзией часто приобретает пугающий и угрожающий вид. Человек продолжает видеть реальность глазами отчаявшегося ребенка. Страх падения является переходной стадией между состоянием подвешенности и твердым стоянием на земле. В последнем случае страха падения нет, в первом – он отрицается иллюзией. Если мы допустим это предположение, то каждый пациент, который перестанет держаться за свои иллюзии и попытается спуститься вниз на землю, будет переживать страх падения. Ниже приводится комплекс ритмо-двигательных упражнений, позволяющий человеку почувствовать, насколько твердо он стоит на ногах, и усилить свое чувство реальности, заземленности. РАЗМИНКА Упражнение 1. «Удержать равновесие» В том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в тех ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться. Упражнение направлено на выявление и развитие этого качества. Двигайтесь медленно, плавно, без рывков и остановок, как бы перетекая из одной позы в другую. Встаньте свободно. Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях и почувствуйте в теле свою внутреннюю опору, центр тяжести (на уровне пупка); почувствуйте себя парящим над землей, как птица, опирающаяся распахнутыми крыльями на воздушный поток. После этого поднимите согнутую в колене правую ногу (бедро параллельно полу), закройте глаза и почувствуйте опору на землю. Откройте глаза и повторите то же с левой ногой. Упражнение можно усложнить, если при его выполнении встать на носки. Поразмышляйте, почему с закрытыми глазами вас начало «сносить» с опоры? На какой ноге было стоять легче – на правой, левой? (Левая сторона тела – социальные отношения, правая сторона – личные отношения с близкими людьми.) Упражнение 2. «Приседание» Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Присядьте на корточки так, чтобы обе пятки прикасались к полу; вес тела перенесите на передние части стоп. Попробуйте удержаться в этом положении без какой бы то ни было опоры. Если опора все же необходима, слегка держитесь за какую-либо мебель перед собой. Если вам требуется опора, можно выполнять это упражнение, подложив под пятки валик из свернутого полотенца такой толщины, чтобы помочь вам сохранить равновесие, но не делать упражнение слишком легким, иначе цель упражнения – растяжение спазмированных мышц ног – не будет выполнена. Достижение этой цели можно приблизить, перенося попеременно тяжесть тела вперед и назад. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|