|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218144
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке *
В качестве энергетического источника диастолической функции Я мы принимаем особую энергию влечения, так называемую экзистенциальную энергию в качестве власти бытия, в качестве «потестас» (властелин, вельможа) (= р-энергия), и противопоставляем этот источник обладанию, энергии капитализации (- k-энер-гия). В соответствии с такой гипотезой диастолическая функция Я заключается в том, что сфера Я свою собственную экзистенциональную силу в самом начале своего существования проецирует на мать. Так возникает эгоидное «дуальное существование» матери и ребенка. Вначале Я ребенка существует только вместе с существованием матери, так как две экзистенции Я еще полностью слиты друг с другом (дуальная экзистенция). Позднее сфера Я начинает проецировать ту же самую силу существования на новые объекты уважения или любви. Так возникают вторичные проекции. Экзистенциальная сила может забираться у внешних объектов и присваиваться собственному Я (интропроекция), так бывает у детей в возрастной «период упрямства», а также при аутичной шизофрении и депрессии. В определенных обстоятельствах Я даже способно на то, чтобы принимать в себя экзистенциальную энергию чужих объектов и присваивать ее силе бытия своего собственного Я. В результате сила бытия сферы Я патологически расширяется. Возникают расширение Я, желание быть и тем, и другим, амбитенденции, одержимость противоположными стремлениями, болезненная инфляция, желание быть всем. Если сфера Я переносит свою экзистенциальную силу на высшую инстанцию, на дух, возникает религиозная партиципация с Богом. Но при любых формах переноса экзистенциальной мощи переносимая энергия на наш взгляд остается одной и той же, а именно, имеющейся в распоряжении сферы Я экзистенциальной силой: потестас, «р-энергией». Четкое отличие этой особой р-энергии от либидо (h-энергии) является причиной того, что мы принципиально против применения теории либидо к сфере Я и — подобно Хартманну — допускаем существование «автономного Я с первичной Я-энергией», которая, на наш взгляд, питается из другого источника, нежели либидо. Рассмотрим различные виды экспериментальных реакций фактора р. I. Анализ нулевых реакций р 0р Такая реакция по своей сути означает устранение побуждения влечения от возможности его осознания. Форма этого устранения зависит от систолической функции фактора k. a) При 0 k (в картине Я: Sch 0 0) устранение побуждения влечения от возможности осознания сцеплено со слабостью Я, то есть с отсутствием установки Я. Такая ситуация обычно появляется только эпизодически, гораздо реже мы встречаем ее в виде хронической потери Я (например, при абсансе или сумеречных состояниях) или в виде смены Я, когда прежняя функция Я уже исчезла, а новая еще не выступила на сцену жизни (у лесбиянок). b) При + k (Sch + 0) устранение от возможности осознания осуществляется посредством интроекции побуждений влечений. При этом из «бытийной мощи» (+ р) формируется энергия обладания (+ k); такое, например, встречается при фетишизме, садизме, мазохизме, эксгибиционизме и других интроективных болезнях. c) При — k (Sch — 0) устранение от возможности осознания происходит посредством вытеснения; такой способ эвакуации прежде всего характерен для неврозов переноса. d) При ± k (Sch ± 0) устранение проводится посредством навязчивости. Одно из проникнувших в сознание стремлений потребности влечения (+ р) присваивается сфере Я (+ k), а другая тенденция влечения — чаще всего осуждаемая обществом — вытесняется (- k). Такой способ эвакуации является для сферы Я наиболее безопасным способом избавления от запретных потребностей Я. II. Анализ позитивных реакций р + Р По своей сути эта реакция означает: 1) амбитенденции, синхронное желание быть тем, и другим, а нередко еще и эротоманию; 2) одержимость любовью, бисексуальностью, противоречивыми представлениями; 3) инфляцию, желание быть всем, манию величия. Эгодиастолой в чистом виде является инфляция (+р). Мы определяем инфляцию как элементарное стремление сферы Я быть всем. Поле Я, в результате притязания на то, чтобы быть всем, безмерно расширяется. Здесь действительно возникает дилатация (расширение) сферы Я, что довольно часто неблагоприятно и опасно воздействует на всю судьбу человека. Функционально такое расширение сферы Я возникает в результате того, что бессознательные потребности со своими двумя противоположными тенденциями влечений безо всякого сопротивления оккупируют сознание вплоть до одержимости ими. В состоянии одержимости сфере Я уже не удается воспринимать противоречия проникнувших в сознание противоположных притязаний. Инфлятивное, одержимое Я верит в то, что оно способно на то, чтобы одновременно быть и тем, и другим (матерью и ребенком, мужчиной и женщиной, богом и слугой, ангелом и сатаной и т. д.). Инфляция является таким состоянием, в котором непереносимые для него противоречия Я разрешает посредством того, что просто перестает воспринимать их наличие. Первоначальной причиной инфляции в филогенезе является, по-видимому, желание быть двуполым существом, а в онтогенезе — желание одновременно быть матерью и ребенком, то есть сразу обоими, а этим — быть всем. Под воздействием инфляции ребенок воображает, что в нем синхронно объединяются мощь матери и мощь его маленького существа. И тогда ребенок перестает нуждаться в принесении в жертву своей мощи матери, так как он сам — в результате отнятия у матери экзистенциальной силы — превращается одновременно в мать и дитя. Мы склонны допустить, что акт сосания младенцем пальчика можно рассматривать как символ инфляции, причем пальчик является присваиваемой внутрь душой матери. В результате сосущий ребенок становится двойным существом, состоящим из ребенка и матери. То же самое эгопсихологически происходит при онанизме. Сфера Я мастурбирующего ребенка удваивается (+ р). С одной стороны, это сам ребенок, страстно желающий соединиться с матерью, а с другой стороны — мать, одаривающая ребенка наслаждением. В акте сосания и мастурбации ребенок может удовлетворить как филогенетическое желание достижения архаичного состояния двуполого существа, так и — в онтогенетическом аспекте — притязание на символическое единение с матерью. В обоих актах ребенок впервые в жизни переживает состояние инфляции. Он удваивается в сфере Я*. В патологической форме инфляция появляется у взрослых в виде наркомании, маний величия или мошенничества с завуалированными целями, иногда даже как умышленное убийство. Все эти состояния Я мы обобщаем понятием инфлятивного параноида (эротомания бисексуального вида, мания величия, кляузничество и религиозный бред). а) При избыточности: +!р, +!!р, +!!!р Эта экстремальная реакция указывает на опасность безмерного расширения сферы Я, чаще всего на опасность инфлятивного параноида. (См. случай 8). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|