Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар.

Категория: Психотерапия и консультирование, Семейная психотерапия | Просмотров: 53971

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ИЗМЕНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ
Другим важным аспектом в социо-когнитивной теории является социальная стратификация. Это имеет отношение к социальной системе, в которой семьи и отдельные лица иерархически объединены таким образом, что сила, богатство, престиж и привилегии четко распределяются в соответствии с хорошо понимаемыми и приемлемыми социальными ролями. Например, до недавнего времени считалось, что родители имели власть над своими детьми, даже над взрослыми, до тех пор, пока в силу своего преклонного возраста не становились психи-
186
чески и физически неспособны на это. Родители заслуживали уважения и имели определенные привилегии, так как они были родителями. Это ожидание со стороны культуры оказало очень сильное влияние на супружеские отношения, поскольку взрослые дети должны находить способы возвратить эмоциональный долг своим родителям, сохраняя вместе с этим чувство собственной автономии.
В наши дни социальная стратификация между родителем и ребенком разрушается. На одном конце экономической лестницы находятся дети, которых воспитывают бабушка и дедушка, а на другом - их воспитывают няни. Взрослые дети в наше время требуют от своих родителей уважения к себе в той же степени, в которой они сами уважают родителей. Они часто не чувствуют огромного эмоционального долга, равно как и не считают, что родители должны находиться в привилегированном положении. Добавьте к этому всевозможные отношения с неродными родителями (отчимы/мачехи), и отношения между родителями и детьми приведут вас в еще большее замешательство.
Трезвый критический анализ этого социального сдвига в воспитании детей представил Дэвид Элкинд (Оаугс! Е1кнк1,1994), который пришел к выводу, что когда склонные к самолюбованию взрослые становились родителями, они использовали своих детей для того, чтобы поддерживать свои собственные недетские стремления и цели. Несмотря на возросшую необходимость в том, чтобы дети получали навыки использования своего времени и всестороннюю эмоциональную поддержку, если они должны успешно конкурировать в трудном мире, происходит процесс неуклонного снижения уровня руководства и защиты, которые родители готовы предложить своим детям. В этом новом нарушении семейного баланса Элкинд усматривает то, что дети становятся эксплуатируемыми и уязвимыми. В известном смысле, говорит он, мы становимся обществом родителей, которые центрированы на взрослости и непостоянно контролируют своих детей.
В своей книге «Узы, которые вызывают стресс» (Лез 1ка181ге58, Е1кшс1, 1994) Элкинд прослеживает, как чувства в семье сместились от сильного фокуса, в центре которого был ребенок, к сфокусированности взрослых на самих себе. Это можно увидеть во многих социальных сдвигах, которые произошли за последние двадцать лет. Прежде всего отмечалось усиление социального давления на женщин, которые занимаются самореализацией (не связанной с материнством) в том объеме, в котором им позволяют их способности и наклонности. В сущности, женщины были вынуждены искать соци-
187
ального одобрения и укреплять чувство собственного достоинства в той области, которая связана с оплатой. Во-вторых, было отмечен сдвиг в сторону «всеобщей» любви, что являлось основным критерием супружеских обязательств. Многие мужчины и женщины верят в то, что они получат такую же интенсивную любовь и такие же ее проявления, которые дают своим супругам. Всеобщая любовь не оставляет места супружескому представлению о «жертвенности» -на такого человека навешивается ярлык, что его «используют». Царит равенство, а альтруистов поносят и попирают как «дающих возможность». Этот сдвиг приводит к тому, что сохранение семьи возможно только в тех случаях, когда родители по-прежнему пребывают в состоянии «романтической» влюбленности друг в друга, что сочетается с представлением о том, что развод - это «право» несчастливых взрослых.
Наряду со сдвигом в восприятии брака произошло смещение и в тех моделях поведения, которые определяют семейную жизнь. Отмечается весьма незначительное семейное единение, по крайней мере, в известном смысле, что много значит для детей. Многие дети питаются отдельно от своих родителей или не видят их большую часть времени в течение дня. Все чаще отмечаются случаи, когда родители одновременно уходят в отпуск, для того чтобы можно было взять с собой на отдых детей, но при этом им не приходится общаться с ними или они видят детей очень недолго. В средствах массовой информации, как в зеркале общества, отражается стиль жизни семьи, когда «каждый сам за себя». Весь ужас состоит в том, что люди интуитивно понимают, что они больше походят на семьи из фильмов «Женаты и с детьми» (Магггей мкИ СЫШгеп) и «Симпсоны» (ТЫ ЗШрзот), чем на семью из фильма «Дом в прерии» (Ноше оп (Не Ргате).
Элкинд (1994) предполагает, что это основное изменение фокуса лишило детей беззаботного периода невинности. Напротив, от детей в наше время ожидается осведомленность и умудренность. Уже в третьем классе дети «начинают встречаться с представителями противоположного пола», а в 7 - 9-м классах уже ведут активную сексуальную жизнь. От них ожидается ответственное отношение к контролю над рождаемостью и эмоционально окрашенным вопросам, таким как смерть, неверность и финансовые проблемы. От многих детей ожидают того, что те будут самостоятельно обеспечивать себя материально (в том смысле, что на них не придется тратить деньги), когда достигнут возраста 8-10 лет.
188
Современные молодые люди испытывают на себе все эти стрессовые факторы. Они напуганы, реагируют и проявляют псевдозрелость не по годам. Своими несчастьями и паникой, пытаясь восстановить баланс, они подрывают семейную и супружескую систему еще больше.
Некоторые современные семейные терапевты полагают, что жизнеспособные отношения между супругами приобретаются ценой здорового баланса в семье. Реалии современного мира таковы, что люди просто не располагают достаточным временем для того, чтобы быть хорошими родителями и хорошими супругами. Родители одни уезжают в отпуск не столько для того, чтобы оставить детей, сколько для того, чтобы воссоединиться как пара. Однако крепкие родительские отношения могут послужить лучшей основой для важных супружеских отношений, которые способны выдержать испытание временем. Для того чтобы было именно так, философию «сначала я» необходимо заменить философией «сначала мы» или, по крайней мере, сохранять равновесие, взяв за ориентир «сначала они».
РАЗЛИЧИЯ В КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ ГЛ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ
I С РОДСТВЕННИКАМИ СУПРУГА
Поскольку изменения в обществе оказали влияние на наше представление о правах и обязанностях в отношении детей, эти изменения также повлияли и на наши отношения с родственниками. Смысл одного высказывания Альберта Эллиса состоял в том, что не многим из нас выпало счастье жениться на сироте. Действительно, многие самые острые супружеские проблемы непосредственно связаны с конфликтами и ожиданиями в отношении взаимодействий с родственниками. Отношения с родственниками, которые очень сильно заметны в том, «на ком» или «каком типе» человек женится (выйдет замуж), по-прежнему оказывают изначальное давление на супружескую пару. Несмотря на то, что американский дух диктует невмешательство в жизнь детей, которые создали свои семьи, взаимная зависимость между человеком и исходной семьей поощряется культурой, является психочогически неизбежной и важной для духовного и экзистенциального развития. Тем не менее, с усилением культурной, религиозной и этнической разнородности среди супружеских пар вопрос о том, как жить счастливо с родственниками, имеющими чуждую социальную биографию, приобретает все большую значимость.
189
СТОЛКНОВЕНИЯ КУЛЬТУР И ЦЕРЕМОНИЯ БРАКОСОЧЕТАНИЯ
Вопрос религиозной, этнической или культурной групповой лояльности наиболее часто возникает на ранних этапах отношений между представителями разных культур или вероисповеданий. Дети осведомлены о том «типе» человека, который, как предполагается, будет их половиной. Когда дети очень сильно отклоняются от семейных ожиданий, зачастую это представляет собой попытку индивидуализироваться от своих родителей. Вступая в брак с кем-то, кого не одобряют родители, ребенок заявляет о своей обособленности и независимости от родителей (ОауМзоп, 1992; 8ип§, 1990).
У пар, живущих в любви и согласии, часто возникает ощущение, что узы, связавшие их друг с другом, заменят им любые культурные или религиозные связи, которые они могут получить. Если культурная/этническая/религиозная идентичность выражена у них слабо, они могут действительно ощущать себя в «экзистенциальном смысле» более комфортно со своими любимыми, чем с другими людьми, имеющими такое же происхождение, как и они сами. Если же культурная/ этническая/религиозная идентичность проявляется сильно, то у этих людей часто возникает ощущение, что их родители естественно будут симпатизировать предмету их любви, что позволяет оценить прекрасное и щедрое наследие, которое им досталось в жизни.
Сама церемония бракосочетания наиболее часто является первым травматическим и конфликтным событием в отношениях с родственниками. Несопоставимые исходные данные, как на барельефе, начинают безжалостно проступать. Несмотря на сильные разногласия, возникающие в процессе подготовки ритуала бракосочетания (так, чтобы все обстояло должным образом и соответствовало межкультурным ценностям), слишком многие пары дают этому рациональное объяснение. Молодожены убеждают себя в том, что эти различия ограничатся обрядом бракосочетания и не предвещают разногласий, с которыми придется столкнуться в повседневной жизни в будущем.
Психологически зрелые пары могут использовать ритуал бракосочетания для того, чтобы внушить себе любовь к родственникам, воспользовавшись уникальным «критическим периодом» трансформации структуры семьи. В эти периоды захватывающих изменений многие семьи готовы адаптироваться к тому, чему в других случаях они будут оказывать очень сильное сопротивление. Фридман (Рпейтап, 1985) сравнивает ритуал бракосочетания с «поворотными моментами». В та-
190



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Гнев»
  • Притча «Гнев обезьяны»
  • Притча «Злюка Джессика»
  • Притча «Только один вопрос»
  • Семь признаков токсичных любовных отношений
  • Гнев; anger
  • Притча «Неуместный гнев»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Ходжа укротил гнев Тимурленга»
  • Психоанализ семейных пар
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Будьте мамой самой себе
  • Притча «Гнев лучше десерта»
  • Притча «Самоконтроль»
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Атапина О.В.. Конспект родительского собрания на тему «Роль отца в воспитании детей»
  • Притча «Чаша своеволия»
  • Притча «Если...»
  • Притча «Помни об осколках (Хинг Ши)»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • Притча «Загадка и гнев Самсона»
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Притча «Злобная собачка»
  • Притча «Будьте наблюдательными»
  • О чем не нужно думать во время секса
  • Притча «Темпераментный мальчик»
  • Притча «Целительство»
  • Киреева Буляк Рашитовна. Конспект занятия с детьми старшей группы по эмоциональному развитию «Сказочные гномы»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Четыре причины семейных конфликтов
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • К чему снится высота?
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Развитие отношений как постепенный распад проекции вызывающей удивление, смятение, страх и гнев
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Притча «Пристально всматривайтесь в себя»
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Притча «Фокус зрения»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • К чему снятся мыши?
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Притча «Физиономика»
  • Швидкая Оксана Ивановна. «Воспитание ребенка без окриков и упреков»
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • К чему снится любовник
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь