|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218143
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке IV. Анализ амбивалентных реакций k
±k Двойная функция Я одновременного одобрения (+ k) и отвержения (- k) играет в психологии Я особую роль. С одной стороны, это вид защиты посредством сцепления интроекции (+ k) и отрицания (- k), то есть в форме интроотказа, образующего эгопсихологическую основу всех навязчивых явлений как в здоровой, так и в больной душе. Навязчивость в нашем анализе Я рассматривается как сцепление функций интроекции и отрицания. Интроотказ проявляется в виде навязчивостей. С позиции эго-психологии интро-отказ означает, что сфера Я одновременно и одобряет, и отвергает одно и то же побуждение влечения. Таким образом, перед нами — амбивалентная установка сферы Я. Эту амбивалентность мы можем объяснить принятием обоих противоположных потребностей одного влечения. С другой стороны, интроотказ является мужским типом установки к противоположным побуждениям влечения или представлениям, взаимно исключающим друг друга. Особенность мужской установки Я заключается в том, что сфера Я — после проверки на реалистичность — одно из побуждений влечений одобряет (+ k), а другое — отвергает (- k). Я с такой установкой мы называем Я-мажор (Sch ± 0) и противопоставляем его Я-минор* (Sch 0 ±), при которой установка Я отсутствует (0 k). *Как видите, Сонди обращается к музыкальной терминологии. — Примеч. пер. a) При избыточности: 1. ± Ik или 2. ±tk мы обнаруживаем в первой вариации доминирование одобрения над отвержением, последнее тем не менее скрыто присутствует. Вторая вариация позволяет утверждать, что, несмотря на имеющуюся амбивалентность в установке Я, тенденция отрицания (-! k) воздействует сильнее, чем одобрение (+ k). b) Обычная амбивалентная реакция k Эта картина Я вместе с реакцией 0 с (Sch ± 0) означает или жесткое мужское Я-мажор или — в том случае, когда амбивалентность проявляется и в трех других векторных пространствах — навязчивость в качестве невротического типа защиты. Например: При + с (Sch ± +) установка Я получает уже упоминавшееся значение: сфера Я одобряет одно из противоположных побуждений потребности влечения (+ k) и допускает это желание до осознания (+ р), а другое побуждение влечения — отвергает (- k). Такой тип установки Я гарантирует индивиду возможность работать и жить. При — p (Sch ± -) перед нами — защиты проекции (- р) посредством навязчивости (± k); одновременно такая картина Я является картиной беглеца. При ± p (Sch ± ±) возникает или полностью интегрированное Я у способного к сублимации человека (S - - ), или предчувствие катастрофы Я, попавшего в беду (S++; S0+!; S0-!!). ГЛАВА И СУЩНОСТЬ ФАКТОРА P (ЭГОДИАСТОЛЫ): ПАРТИЦИПАЦИЯ, ПРОЕКЦИЯ И ИНФЛЯЦИЯ Этот фактор сферы Я проявляется в виде стремления к расширению, к диастоле пространства существования, а именно то в форме расширения власти окружающего мира, в форме аллодиастолы (партиципация, проекция), то в виде расширения существования своего собственного Я, то есть в форме эгодиастолы в узком смысле (инфляция). Фактор с мы называем еще и диастолическим фактором, «расширителем» существования. Стремление всех людей быть в тесном контакте с вынашивающей, успокаивающей и заботящейся о нас матерью, постоянно чувствовать ее присутствие, комфортно и уютно жить с матерью в мире, в котором существуют только «Я и Ты», в замкнутом и тесном пространстве существования двоих (дуалюньон), стремление любую силу жизни — в качестве всемогущества — переносить на мать и самому способствовать совместному всемогущественному дуальному существованию, то есть в действительности стремление к партиципации — архаичному желанию, побуждавшему первобытных людей пережить кровную связь и навечно объединиться со своими тотемными животными, растениями и предками, со своим Богом (мистическая партиципация по Леви-Брюлю), стремление перемещать эту экзистенциальную власть после распада райского единения с матерью на объекты внешнего мира, то есть проецировать и этим увеличивать власть окружающего мира, наделяя его всемогуществом, а собственные экзистенциальные силы, наоборот, преуменьшать до беспомощности и бессилия, стремление осознавать свое одиночество после отделения от матери, понять появившиеся в сознании желания, убедиться в разделении на «Я-мир» и «Ты-мир», а затем захотеть самому быть самым великим и могущественным посредством расширения своего собственного Я (инфляция) — все эти мощные стремления производятся диастолической потребностью влечения Я, фактором р. В человеческой душе без содействия факторар не могут обойтись партиципация и проекция, как в здоровой, так и в патологической форме, перенос и приписывание окружающему миру существующей у нас экзистенциальной силы, одиночество эго, осознавание бывших ранее бессознательными притязаний, стремление быть всем, одержимость* амбитенденциями, то есть желанием быть и тем, и другим, формирование идеалов Я. Этот фактор является поистине гуманным фактором влечений. Именно он в качестве потребности, присущей только человеку, позволяет осознавать (+ р) бессознательные побуждения влечений (- р). Он наделяет сферу Я экзистенциальной силой для того, чтобы Я оказалось способным обособиться от общей матрицы Оно-Я, противопоставляя себя Оно в качестве сознательного Я. Также Я наделено способностью входить с контакт с «духовным источником». Таким образом, фактор p во влечении Я является созидателем Я, генератором сознания, посредником между душой и духом. Следовательно, именно фактор p — в неблагоприятных ситуациях, обусловленных как наследственностью, так и окружающей средой, — может приводить к душевной болезни, разрушая здоровую связь между душой и духом. Например, не вызывает *Психологически «одержимость» означает то, что сфера Я заполонена, оккупирована каким-либо комплексом или архетипическим материалом. Одержимость можно приравнять рабству, а сферу Я — цели государственного переворота. В результате наличия ярко выраженных и устойчивых невротических и психотических симптомов человек лишается воли и возможности осуществлять свои решения. Соответственно величине проникнувшего автономного психического материала оказывается подавленным сознание, что приводит к выраженной односторонности. А это уже подвергает опасности не только свободу сознания, но и нарушает психическое равновесие. Индивидуальные цели искажаются под воздействием захватывающих власть.психических сил, например, материнского комплекса и идентификации с персоной или анимусом/анимой (см. Samuels Б.: A Critical Dictionary of Jungian Analysis. L., 1986). сомнений, что патологическая проекция (-! р) производит все виды проективных психозов, то есть все болезни, сопровождающиеся бредом, галлюцинации. А патологическое расширение сферы Я (+! р), то есть параноидная инфляция, вызывает так называемую группу инфляционных болезней, включающую: 1) бисексуальную эротоманию, 2) манию величия (мегаломания), 3) бред обвинения, кляузничество (сутяжничество) и 4) религиозный бред (теомания). Мы даже предполагаем, что вообще не бывает душевной болезни, в патогенезе которой фактор р не играл бы одну из решающих ролей — хотя бы в начале заболевания. Несмотря на это, тому же фактору влечения Я мы обязаны наивысшим блаженством человеческого существования: слиянием с матерью, с женщиной, мужчиной и ребенком, а также возможностью единения с Духом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|