|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106635
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Параметры Оценки
наблюдений 0 1 2 3 Особенности работоспо- собности Динамика Отсутствует. Неупорядо- Замедленный Вначале заня- продуктивно- Ребенок мо- ченная, хао- или ускорен- тий темп мо- сти ребенка жет быть со- тичная дея- ный темп при жет быть за- в процессе за- средоточен на тельность выполнении медленный, нятия каком-то аф- в процессе за- отдельных за- но постепенно фективно зна- нятий. Не- даний. увеличивает- чимом дейст- длительное ся. вии сосредоточе- Или, наобо- (например, ние на инст- рот, ускорен- раскачивание, рукции. ный темп в прыжки, по- начале заня- стукивания) тий, а к концу Или наоборот, занятий темп проявляет им- нормализу- пульсив- ется. ность, несдер- жанность, хватает неце- ленаправлен- но предметы. Переклю- Слабая. Наблюдается Наблюдается Выраженных чаемость и Склонность склонность к застревание на признаков устойчивость к застреванию застреванию на предыдущих инерции не внимания при выполне- предыдущих действиях. прослежива- нии аффек- действиях, но ется. тивно-значи- способен к пе- мых заданий. реключению внимания при значимом за- дании. Познаватель- ная деятельность Ориентиро- Выраженная Ослабленная Проявляет Активные це- вочная дея- псевдоактив- направлен- интерес к объ- ленаправлен- тельность ность при пол- ность на объ- ектам, предва- ные манипу- ном отсутст- екты, прими- рительно раз- ляции вии рацио- тивные, глядывает их, с предметами. 192 Параметры наблюдений Оценки 0 1 2 3 нального анализа объекта. Сниженная активность при непродуктивном поиске. стереотипные манипуляции с игрушками. но направленность поиска ослаблена. Речевая деятельность Экспрессивная речь Полное отсутствие внешней речи, на высоте аффекта произносит редкие слова или фразы. Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхола-лии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы. Развернутая речь, но трудности диалога. Задачи второго (ориентировочного) блока занятий: — подбор группы для ребенка; — установление эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы. Важным на этом этапе занятий является анализ степени нарушения аффективного развития ребенка. Психолог устанавливает форму и тип аутизма, специфику стереотипности, формы ауто-стимуляции особенности взаимодействия ребенка с окружающими. Кроме того, необходимо обратить внимание на особенности интеллектуального развития ребенка. Например, у большинства аутичных детей, относящихся к первой и второй группе, запас знаний, характер игровой деятельности значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра, наблюдаются слабые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на ориентировочном этапе занятий необходимо проследить, как формируются у ребенка реакции оживления, слежения за предме- 193 тами, слухомоторные и зрительно-моторные координации, каковы особенности его манипулятивной деятельности. Для реализации задач ориентировочного этапа целесообразна! сформировать микрогруппу из 2-3 детей с РДА и использовать недирективные игровые методы. Психолог предварительно раскладывает 3-4 игровых пособия в зависимости от возраста ребен-; ка. Например, вкладки из набора Монтессори, строительные на-i боры, дидактические игры, мячи, кегли, доску и цветные мелки. Наблюдая за ребенком в процессе недирективной игры, психолог определяет, к какой из четырех описанных выше групп относится ребенок и в какую коррекционную группу его можно определить. Дополнительную информацию о ребенке психолог получает в беседе с родителями, а также в процессе консультаций с другими специалистами (психиатр, логопед, дефектолог, социальный работник). После ориентировочного психологического обследования, длительность которого варьирует от 2 до 5 занятий, ребенок включался в психокоррекционную группу. При формировании группы нами учитывались степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка (воспитывается дома, посещает специализированное учреждение и пр.). Основной коррекционный блок занятий направлен на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА. На основе опыта многолетней работы нами были предложены' следующие направления занятий с детьми с РДА первой и второй группы. 1. Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы. 2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в про-: цессе группового взаимодействия. 3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным. Важное значение имеет формирование эмоционального кон-» такта с психологом. С этой целью можно использовать следующие психотехнические приемы: 194 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|