Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106635

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Параметры Оценки
наблюдений 0 1 2 3
Особенности
работоспо-
собности
Динамика Отсутствует. Неупорядо- Замедленный Вначале заня-
продуктивно- Ребенок мо- ченная, хао- или ускорен- тий темп мо-
сти ребенка жет быть со- тичная дея- ный темп при жет быть за-
в процессе за- средоточен на тельность выполнении медленный,
нятия каком-то аф- в процессе за- отдельных за- но постепенно
фективно зна- нятий. Не- даний. увеличивает-
чимом дейст- длительное ся.
вии сосредоточе- Или, наобо-
(например, ние на инст- рот, ускорен-
раскачивание, рукции. ный темп в
прыжки, по- начале заня-
стукивания) тий, а к концу
Или наоборот, занятий темп
проявляет им- нормализу-
пульсив- ется.
ность, несдер-
жанность,
хватает неце-
ленаправлен-
но предметы.
Переклю- Слабая. Наблюдается Наблюдается Выраженных
чаемость и Склонность склонность к застревание на признаков
устойчивость к застреванию застреванию на предыдущих инерции не
внимания при выполне- предыдущих действиях. прослежива-
нии аффек- действиях, но ется.
тивно-значи- способен к пе-
мых заданий. реключению
внимания при
значимом за-
дании.
Познаватель-
ная
деятельность
Ориентиро- Выраженная Ослабленная Проявляет Активные це-
вочная дея- псевдоактив- направлен- интерес к объ- ленаправлен-
тельность ность при пол- ность на объ- ектам, предва- ные манипу-
ном отсутст- екты, прими- рительно раз- ляции
вии рацио- тивные, глядывает их, с предметами.
192
Параметры наблюдений Оценки

0 1 2 3
нального анализа объекта. Сниженная активность при непродуктивном поиске. стереотипные манипуляции с игрушками. но направленность поиска ослаблена.
Речевая деятельность
Экспрессивная речь Полное отсутствие внешней речи, на высоте аффекта произносит редкие слова или фразы. Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхола-лии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы. Развернутая речь, но трудности диалога.
Задачи второго (ориентировочного) блока занятий:
— подбор группы для ребенка;
— установление эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы.
Важным на этом этапе занятий является анализ степени нарушения аффективного развития ребенка. Психолог устанавливает форму и тип аутизма, специфику стереотипности, формы ауто-стимуляции особенности взаимодействия ребенка с окружающими. Кроме того, необходимо обратить внимание на особенности интеллектуального развития ребенка. Например, у большинства аутичных детей, относящихся к первой и второй группе, запас знаний, характер игровой деятельности значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра, наблюдаются слабые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на ориентировочном этапе занятий необходимо проследить, как формируются у ребенка реакции оживления, слежения за предме-
193
тами, слухомоторные и зрительно-моторные координации, каковы особенности его манипулятивной деятельности.
Для реализации задач ориентировочного этапа целесообразна! сформировать микрогруппу из 2-3 детей с РДА и использовать недирективные игровые методы. Психолог предварительно раскладывает 3-4 игровых пособия в зависимости от возраста ребен-; ка. Например, вкладки из набора Монтессори, строительные на-i боры, дидактические игры, мячи, кегли, доску и цветные мелки. Наблюдая за ребенком в процессе недирективной игры, психолог определяет, к какой из четырех описанных выше групп относится ребенок и в какую коррекционную группу его можно определить. Дополнительную информацию о ребенке психолог получает в беседе с родителями, а также в процессе консультаций с другими специалистами (психиатр, логопед, дефектолог, социальный работник).
После ориентировочного психологического обследования, длительность которого варьирует от 2 до 5 занятий, ребенок включался в психокоррекционную группу. При формировании группы нами учитывались степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка (воспитывается дома, посещает специализированное учреждение и пр.).
Основной коррекционный блок занятий направлен на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На основе опыта многолетней работы нами были предложены' следующие направления занятий с детьми с РДА первой и второй группы.
1. Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы.
2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в про-: цессе группового взаимодействия.
3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Важное значение имеет формирование эмоционального кон-» такта с психологом.
С этой целью можно использовать следующие психотехнические приемы:
194



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Мастяева Елена Викторовна. Конспект занятия психолога с детьми с ЗПР в детском саду
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Родительское собрание по теме «Возрастные особенности детей среднего возраста»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Шаталова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия «Солнышко» для детей с РАС
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Тимофеева С. Особенности работы семейного психолога в дошкольном образовательном учреждении
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Образовательная программа по адаптации для детей с нарушением зрения. Презентация №1
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Наталья Александровна Ладыгина. Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Смольнякова О.В, Измайлова Р. Ш., Полуместная Н.А., Зеленецкая М.Ю.. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АДАПТАЦИИ
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Полежаева Т.В. Особенности психологического консультирования в отделении ТКМ РДКБ
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Светлана Глухих. Консультация по развитию речи детей 4-5 лет
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь