Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106632

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внимание на то, что так он по-особенному приветствует присутствующих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные методы могут только усугубить его агрессивные проявления.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:
Блок 1 — диагностико-консультативный;
Блок 2 — ориентировочный;
Блок 3 — основной коррекционный;
Блок 4 — закрепляющий.
Каждый блок включает в себя конкретные задачи.
Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.
Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика
189
Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили:
1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов.
2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.
3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения.
Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7).
Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра
Параметры Оценки
наблюдений 0 1 2 3
Эмоциональ-
но-поведенче-
ские проблемы
1. Контакт Контакт пол- Контакт воз- Контакт изби- Контакт воз-
ностью отсут- можен при рательный можен, но ин-
ствует. глубокой за- и неустойчи- тенсивность '
интересован- вый (напри- и длитель-
ности ребен- мер, вступает ность его за-
ка (например, в контакт висит от наст-
чтобы дали только в при- роения
ребенку иг- сутствии мате- и состояния
рушку, берет ри. Уходит от ребенка.
психолога за контакта, ког-
РУКУ)- да психолог о
чем-то просит
ребенка) когда
от ребенка).
190
Параметры Оценки
наблюдений 0 1 2 3
2. Активность Отсутствует Избира- Проявляет Проявляет ин-
интерес к за- тельная ак- интерес к бе- терес к заня-
нятию. тивность. седе родите- тию, но трево-
Стереотипии, Например, лей с психо- жен,
погружен- увидев «лю- логом. напряжен, чув-
ность в свои бимые игруш- Проявляет ствителен к то-
проблемы. ки», проявля- интерес к иг- ну, вопросу.
ет активность, рушкам, ма-
стереотипно нипулирует
с ними мани- с ними, но бы-
пулируя^. стро пресы-
щается, пере-
ключается на
другие зада-
ния.
3. Эмоцио- Недиффе- Избиратель- Напря- Осторож-
нальный то- ренцирован- ное отноше- женность ность, повы-
нус и эмоцио- ное отношение ние к ситуа- в процессе об- шенная тор-
нальные к различным ции, щения и дея- мозимость
проявления ситуациям. но с выражен- тельности, или, наоборот,
Неадекватные ным проявле- страхи, воз- повышенная
эмоции: стой- нием негати- можны бур- расторможен-
кий негати- визма, ные аффек- ность, возбу-
визм, эффек- наличия, эф- тивные димость.
тивность, фективности проявления При неудачах
лабильность при измене- при неудов- может прояв-
и пр. Возмож- нии ситуации. летворении лять обидчи-
ны аутоагрес- потребности. вость, эффек-
сивные реак- тивность.
ции.
4. Оценка сво- Преимущест- Частое про- На замечание Чувствителен
его поведения венно поле- явление эф- реагирует, к оценкам и
вое поведение фективности но проявляет мнениям окру-
без признаков (немотиви- напряжен- жающих. На-
критичности рованные ность, страх, прягается при
крики, двига- двигательное замечаниях.
тельное бес- беспокойство. На поощрение
покойство). реагирует без
На замечание выраженных
не реагирует. эмоциональ-
ных проявле-
ний.
191



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Мастяева Елена Викторовна. Конспект занятия психолога с детьми с ЗПР в детском саду
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Родительское собрание по теме «Возрастные особенности детей среднего возраста»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Шаталова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия «Солнышко» для детей с РАС
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Тимофеева С. Особенности работы семейного психолога в дошкольном образовательном учреждении
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Образовательная программа по адаптации для детей с нарушением зрения. Презентация №1
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Наталья Александровна Ладыгина. Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Смольнякова О.В, Измайлова Р. Ш., Полуместная Н.А., Зеленецкая М.Ю.. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АДАПТАЦИИ
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Полежаева Т.В. Особенности психологического консультирования в отделении ТКМ РДКБ
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Светлана Глухих. Консультация по развитию речи детей 4-5 лет
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь