|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106632
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внимание на то, что так он по-особенному приветствует присутствующих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные методы могут только усугубить его агрессивные проявления.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом. Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков: Блок 1 — диагностико-консультативный; Блок 2 — ориентировочный; Блок 3 — основной коррекционный; Блок 4 — закрепляющий. Каждый блок включает в себя конкретные задачи. Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий. Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика 189 Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили: 1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов. 2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания. 3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения. Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7). Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра Параметры Оценки наблюдений 0 1 2 3 Эмоциональ- но-поведенче- ские проблемы 1. Контакт Контакт пол- Контакт воз- Контакт изби- Контакт воз- ностью отсут- можен при рательный можен, но ин- ствует. глубокой за- и неустойчи- тенсивность ' интересован- вый (напри- и длитель- ности ребен- мер, вступает ность его за- ка (например, в контакт висит от наст- чтобы дали только в при- роения ребенку иг- сутствии мате- и состояния рушку, берет ри. Уходит от ребенка. психолога за контакта, ког- РУКУ)- да психолог о чем-то просит ребенка) когда от ребенка). 190 Параметры Оценки наблюдений 0 1 2 3 2. Активность Отсутствует Избира- Проявляет Проявляет ин- интерес к за- тельная ак- интерес к бе- терес к заня- нятию. тивность. седе родите- тию, но трево- Стереотипии, Например, лей с психо- жен, погружен- увидев «лю- логом. напряжен, чув- ность в свои бимые игруш- Проявляет ствителен к то- проблемы. ки», проявля- интерес к иг- ну, вопросу. ет активность, рушкам, ма- стереотипно нипулирует с ними мани- с ними, но бы- пулируя^. стро пресы- щается, пере- ключается на другие зада- ния. 3. Эмоцио- Недиффе- Избиратель- Напря- Осторож- нальный то- ренцирован- ное отноше- женность ность, повы- нус и эмоцио- ное отношение ние к ситуа- в процессе об- шенная тор- нальные к различным ции, щения и дея- мозимость проявления ситуациям. но с выражен- тельности, или, наоборот, Неадекватные ным проявле- страхи, воз- повышенная эмоции: стой- нием негати- можны бур- расторможен- кий негати- визма, ные аффек- ность, возбу- визм, эффек- наличия, эф- тивные димость. тивность, фективности проявления При неудачах лабильность при измене- при неудов- может прояв- и пр. Возмож- нии ситуации. летворении лять обидчи- ны аутоагрес- потребности. вость, эффек- сивные реак- тивность. ции. 4. Оценка сво- Преимущест- Частое про- На замечание Чувствителен его поведения венно поле- явление эф- реагирует, к оценкам и вое поведение фективности но проявляет мнениям окру- без признаков (немотиви- напряжен- жающих. На- критичности рованные ность, страх, прягается при крики, двига- двигательное замечаниях. тельное бес- беспокойство. На поощрение покойство). реагирует без На замечание выраженных не реагирует. эмоциональ- ных проявле- ний. 191 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|