Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268339

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

К механическому запоминанию учащиеся прибегают, во-первых, тогда, когда они не могут понять или ленятся понять смысл изучаемого материала, и, во-вторых, тогда, когда учитель требует знать все точно так, как написано в учебнике. Если учител систематически требует только дословных ответов, то у школьников воспитывается механический способ усвоения материала. И наоборот, если учитель задает много вопросов по содержанию, заставляет школьников размышлять, отвечая урок, то и учащиеся стараются запоминать учебный материал осмысленно, размышляя в процессе его заучивания.
Механическое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономно, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое, к тому же и забывается механически заученный материал гораздо быстрее. Опыты психологов показали, например, что для механического запоминания 36 бессмысленных слогов потребовалось в среднем 55 повторений, а для запоминания того же количества связанных по смыслу слов— всего 6 повторений. Бессмысленные слоги, заученные механически, через 8 часов забываются наполовину, а половина слов, которые запоминались осмысленно, стирается из памяти лишь спустя 3 месяца.
Напрашивается вывод, что механическое запоминание вам вообще не нужно, поскольку оно так неэффективно. Однако это неверно. Далеко не всегда можно прибегать к осмысленному запоминанию. Ну, какой внутренний смысл в том, что человек живет на такой-то улице? Какая логическая связь между образом человека и его фамилией? А как запомнить значение иностранных слов? Поэтому механическое запоминание необходимо при запоминании адресов, фамилий, географических названий, иностранных слое, хронологических дат, исключений из орфографических правил, специальных терминов. И стихотворение нельзя запомнить только путем осмысливания его содержания, не повторив его несколько раз. Вообще механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием полезно. Важно обстоятельно разобраться, додумать и вывести правило, определение, а йогом уж заучить точную формулировку; хорошо разобраться в исторических фактах, а затем дополнительно выучить хронологические даты.
Поскольку осмысленное запоминание несравненно аффективнее механического, возникает вопрос, нельзя ли искусственно осмыслить материал, не поддающийся естественному осмысливанию. Такие приемы искусственного осмысливания существуют и называются мнемоническими приемами {напомним, что «ииеие» в переводе с греческого означает «память»). Например, запомнив осмысленную фразу: «Что я знаю о кругах» —и сосчитав число букв в каждом слове этой фразы, мы запомним значение числа «пи» (отношение окружности к диаметру) — 3,1416. Даты рождения и смерти М. Ю. Лермонтова {1814—1841) легче запомнить, если обратить внимание на то, что две последние цифры поменялись местами. Однако преувеличивать значение мнемонических приемов не следует. Возможности их ограничены, да и установление и заучивание искусственных и формальных связей норой требует большего времени, нежели простое механическое запоминание материала.
Условия успешного заучивания. Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, когда человек ставит перед собой специальную задачу: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Наличие такой установки очень важно. В одном из психологических экспериментов испытуемому предложили читать небольшой текст, но не сказали, что он должен запомнить его. Оказалось, что даже после 30 прочтений испытуемый не сумел воспроизвести его сколько-нибудь точно. Когда же испытуемому предложили запомнить аналогичный текст, он запомнил его точно уже после пяти повторений.
Имеет значение не только сама установка на запоминание, но и характер этой установки. Для прочного закрепления знаний существенна установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Двум группам учащихся было предложено заучить один и тот же материал за одно и то же время. Учащихся первой группы предупредили, что проверять их будут через день, а другой — через неделю. Однако проверили обе группы через две недели. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал учащиеся второй группы.
Итак, если школьник, студент запоминает материал только для того, чтобы завтра ответить учителю или сдать зачет, экзамен, то этот материал будет вскоре забыт. И наоборот, материал будет долге храниться в памяти, если ученик запоминал его,
осознавав, что этот материал важен, пригодится в жизнии его надо запомнить прочно и надолго.
Конечно, психологический смысл установки не в том, что человек просто отдает себе внутренний приказ запомнить надолго. Дело в том, что такого рода второсигнальная стимуляция создает оптимальный очаг возбуждения, человек работает более 'активно и напряженно, глубже осмысливает материал, устанавливает в нем системные связи. В этой связи учитель должен определять, что именно школьник должен запомнить дословно, а что воспроизводить своими словами, что должен хранить в памяти постоянно, а с чем должен просто познакомиться, не стараясь запомнить. Учитель по этим вопросам должен иметь ' точное и Определенное мнение касательно каждого раздела школьной программы. Не следует поощрять запоминания того, что не нужно запоминать. Преждевременная постановка специальной задачи на запоминание нередко отрицательно сказывается на Понимании. Поэтому иногда учитель говорит школьникам: «Сначала поймите, разберитесь, не стараясь во что бы то ни стало "Сразу запомнить».
Успешность запоминания прямо зависит от активности ученика и самостоятельности его деятельности. Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника. Чем активнее ученик работает с материалом, тем лучше он его запоминает. Активная, содержательная работа над материалом в ряде случаев и при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному усвоению материала. Материал запоминается путем организации действий с ним. Например, установлено, что ученик гораздо лучше запоминает математические формулы или грамматические правила в процессе их применения, нежели в результате специального заучивания вне деятельности с ними.
Но оптимальным в большинстве случаев является сочетание активной деятельности с установкой на прочное запоминание.
В психологии разработан ряд приемов, облегчающих осмысленное запоминание изучаемого материала. Один из приемов, способствующих осмысленному запоминанию,— смысловая группировка материала. Под смысловой группировкой следует понимать разбивку, членение материала на части с.выделением главного и существенного в каждой части. Смысловая группировка материала требует активной мыслительной работы, которая должна начинаться с установления того, что главное и существенное в содержании изучаемого материала.
После общего ознакомления с' материалом его необходимо детально проанализировать и расчленить на смысловые группы или части. В каждой части надо найти и выделить смысловые опорные пункты, т. е. мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основное существо данной части, и сформулировать эту суть устно или письменно в виде кратких заголовков к каждой части.
Далее необходимо установить связи между выделенными частями и понять логическую последовательность их расположения. Мыслительная обработка должна завершаться составлением общего плана расположения учебного материала.
При организации учебного процесса надо считаться с установленным психологами фактом тормозящего влияния (в отношении продуктивности запоминания) друг на друга сходных деятельностей, следующих одна-за другой. (Это явление аналогично отмеченному выше явлению интерференции навыков.) Тормозящее влияние происходит в обоих направлениях: предыдущая деятельность отрицательно влияет на запоминание материала последующей деятельности, а последующая деятельность в свою очередь отрицательно влияет на сохранение в памяти материала предыдущей деятельности.
Подчеркнем, что это происходит в том случае, если две сходные деятельности следуют друг за другом без перерыва и не имеют никаких общих элементов. В результате появляется утомление и снижение работоспособности клеток коры головного мозга, так как сходная деятельность означает работу тех же областей коры. Поэтому при составлении расписания уроков или организации домашней работы более рационально принять, например, такой порядок: математика — литература — физика — история, нежели порядок: история — литература — математика — физика (если нет реальной связи между материалом истории и литературы или математики и физики). В противном случае материал по литературе, например, будет запоминаться с большим трудом и в свою очередь будет тормозить сохранение материала по истории, «стирать» усвоенные знания; то же самое наблюдается и в отношении математики и физики. По этой же причине разумно заучивании не особенно трудного материала проводить перед сном, так как ночью человек не получает извне сильных впечатлений, которые могли бы затормозить, вытеснять, «стереть» усвоенное. Утром же, перед уроками, достаточно бегло просмотреть материал, и он прочно уляжется в памяти.
Роль повторений при запоминании. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений. Но организация повторений не такое простое дело, как может показаться. Как правильно повторять?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Константинов Ф. и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объективная психика; Objective Psyche; Objektiv Psyche
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Гностици́зм
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Исаев Александр. Физическая психология.
  • Психология запахов
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Йегуда Ашлаг. Каббала и философия
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Йегуда Ашлаг. Четыре мира
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Юнг Карл Густав. Психологические типы.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Образ; Image; Bild
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь