|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106628
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке — имеет чрезмерную симбиотическую связь с матерью (чаще всего);
— ощущает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального соучастия близких; — в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их внешнюю оценку. 2. Имеет ряд личностных особенностей: — внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей; — мнителен, недоверчив к предложениям других; — излишне зависим от принятых им норм поведения; — часто не терпит нарушений в сложившихся взаимоотношениях. При гиперфункции четвертого уровня: 1. Ребенок чувствует чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми: — легко вступает в контакт, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием; — допускает близкую дистанцию в общении, не чувствуя усталости от общения с людьми, даже малознакомыми; — не требователен к качеству общения; — под влиянием других может легко преодолевать трудности, но под другим влиянием может и легко отказаться от принятого решения; — испытывает огромную потребность в восхищении или сопереживании со стороны всех других людей. 2. Имеет ряд своеобразных личностных черт: — конформен; — несамостоятелен, часто труслив; — слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими. Коррекция эмоционально-смысловой организации поведения требует обязательного включения таких психокоррекционных приемов, как сотрудничество, партнерство, рефлексию, что способствует формированию гуманизма, сопереживания, самоконтроля. 185 Структурно-уровневое изучение базальной эмоциональной организации личности имеет важное значение в диагностике особенностей индивидуального поведения детей и подростков и разработке эффективных способов коррекции. Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ребенка требует специальной организации психокоррекционной работы. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать. Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций. Например, многие дети требуют неукоснительного соблюдения режима дня: прогулка должна проходить в одно и то же время и по одному и тому же маршруту, обед — в один и тот же час. При этом трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок. Поэтому необходима строгая организация режима в коррекционной группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям. При организации группы необходимо учитывать также сте-пень тяжести дефекта. Для детей с тяжелой аффективной патоло-щей (первая и вторая группы) состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, и не больше. В состав группы можно включить здоровых детей, желательно родственников аутичных детей. Этапы и задачи психокоррекционного процесса должны определяться степенью тяжести аффективной патологии, возрастом детей. Желательно включать в группу детей с разницей возраста не больше двух лет. Основные направления психокоррекционной работы с аутич* ными детьми заключаются в следующем: — ориентация аутичного ребенка во внешний мир; — обучение его простым навыкам контакта; 186 — обучение ребенка более сложным формам поведения; — развитие самосознания и личности аутичного ребенка. В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА: 1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. 2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. 3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. 5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.) 6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности. Основные этапы психологической коррекции: Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции 187 ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации. Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр. Кроме общих задач, в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Не-обходимо помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негати-1 визм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны ком-1 фортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы neper ключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубика-! ми постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе 188 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|