|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54648
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке сензитивности детей к расширяющемуся кругу новых социальных воздействий периодами направленности их активности на выработку самооценки, на самоутверждение и демонстрацию своей индивидуальности. Вместе с тем Фельдштейн предупреждает, что в позиции «Я в обществе» растущий человек продолжает оставаться субъектом, определяющим, оценивающим масштаб и значимость оказываемых на него воздействий.
Концентрируя свои исследования на проблеме подросткового возраста, Фельдштейн обосновывает положения о его много-стадийности, полифазности, о наличии на каждой ступени развития микропериодов. В то же время он выделяет и общие характеристики этапа подростничества. В ряде пунктов положения Фельдштейна расходятся со сложившимися позициями возрастных психологов. Уже Д.Б.Эльконин подчеркивал большие трудности в определении ведущей деятельности подростков, но все же, в соответствие с традицией, обозначил ее как учебно-профессиональную. Фельдштейн же считает, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Она регулируется все более обостряющейся потребностью растущего человека оценить себя в системе «Я и моя полезность для общества». Оценка эта опосредствована оценкой взрослого сообщества х. Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. С позиций положения о по требности подростка овладеть социальной ситуацией взрослого, продемонстрировать обществу свои возможности и значимость интерпретирует Фельдштейн тягу подростков к включению в разные группы сверстников. Сам факт переключения интересов подростков с учебных занятий на взаимоотношения со сверстниками отмечался давно. Но в данном случае речь идет не о формировании опыта дружбы или сопоставлении своих позиций и оценок с товарищами. Участие в группах все более и более выступает как особый способ включения подростка в жизнь 1 В этом отношении показательны результаты следующих экспериментов. Подростков включали в социально значимую деятельность. В первой группе ребята не получали прямой социальной оценки, во второй — оценка акцентировалась, хотя результаты деятельности и не имели существенной социальной ценности, и все же удовлетворенность детей этой группы была выше, чем в первой. 180 общества, выражения потребности занять в социуме значимое место. В отличие от многих отечественных психологов, не акцентирующих кризисный характер подросткового периода, Фельдш-тейн подчеркивает остроту происходящего в это время психического перелома человека, дисгармоничность его личности. Происходит свертывание сложившейся системы интересов, а новые интересы противоречивы, диффузны, не интегрированы. Стремление к положительной оценке своей деятельности сталкивается с критическим отношением к авторитетам. Протестующий характер поведения парадоксально сочетается с ростом негативной самооценки. Импульсивность и запальчивость подростков выступают помехой для успешного осуществления их инициатив. На основе возросшего самосознания человек в подростковом возрасте, по словам Фельдштейна, внутренне трансформирует побудительную силу внешних воздействий — требований взрослых. Но в то же время у него еще нет четких, продуманных позиций по отношению к ценностям разных социальных групп и общества, что мешает адекватно определить значимость адресуемых ему общественных требований. Мы не будем подробно описывать выделяемые Фельдштейном стадии становления личности подростка, отметим лишь основные тенденции изменения психического склада детей 10-11 лет (1 стадия), 12-13 лет (П стадия), 14-15 лет (Ш стадия) 1. Меняются потребности и мотивы, стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации и соответственно повышается уровень социальной активности подростков. Получает развитие способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств. Однако уровень самосознания не определяет непосредственно отношение ребят к себе. На первой стадии подростниче-ства дети «принимают» себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт. На второй стадии ситуативно негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением ребят к себе. На третьей же стадии они начинают критически относить- 1 Подчеркнем, что здесь представлены результаты исследований, выполненных в 60-80-х годах — до возникновения в нашей стране социально-экономического кризиса и попыток перестройки ее жизни на основе капиталистических общественных отношений. 181 ся к себе, у многих преобладает отрицательная самооценка. Изучение динамики развития различных личностных свойств позволило выявить факты, которые можно интерпретировать как проявление новой закономерности развития — смену темпов развития одних и тех же характеристик личности. Так у ребят с 10 до 14 лет весьма медленно развивается ориентация на будущее. Представления о том, что их ожидает, чего они хотят добиться, диффузны. Лишь у 17% из нескольких сотен подростков обнаружено стремление вообразить свою будущую жизнь. Но за период с 14 до 15 лет интерес к собственному будущему у ребят стремительно возрастает. У 84% обследованных пятнадцатилетних детей раздумья о будущем занимают большое место в их внутреннем мире. Особо следует остановиться на изменениях мотивов общественно полезного труда у подростков в период от 10 до 15 лет. Фельдштейн выделяет 4 группы мотивов: 1) адекватные общественно значимому смыслу труда, то есть ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива или личные интересы; 2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса или бригады. Мотив общественной пользы действует только в рамках совместного труда; 3) групповой солидарности, которая оттесняет и социальную значимость дела и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности; 4) индивидуалистические. Они включают две подгруппы: а) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением, но отнюдь не с корыстолюбием; б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды. Исследования более тысячи детей показали, что у подростков 10-11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3 % относятся к индвидуально-общественным, а 13,3 % — к индивидуалистическим мотивам. Но дети в этом возрасте еще плохо понимают смысл общественно полезного труда, нередко толкуют его как помощь близким людям и т. п. Иной выглядит структура мотивов подростков 14-15 лет. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30 % частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50 %) в иерархии их побудительных сил занимают индивидуально-общественные мотивы, такие как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в общественно полезном, ценимом обществом труде. Чисто индивидуалистические мотивы занимают всего 2 % в направленнос- 182 ти их личности. Эти данные во многом согласуются с результатами исследований мотивации учебной деятельности Божович, хотя она не раскрывает детально структуру личных интересов, занимающих значительное место в мотивационнои сфере старших школьников. Выявленные специалистами в области возрастной психологии особенности личности подростков 60-80-х годов образуют тот фон, на котором отчетливее выступает своеобразный социально-психологический облик ребят, растущих в условиях нашего кризисного общества. В 90-е годы, согласно Фельдштей-ну, в нашем обществе радикально пересматриваются прежние социальные ценности, ниспровергаются высокие идеалы, место которых занимает утилитарная прагматическая идеология. Образуется вакуум духовности, значительно ухудшается нравственная атмосфера. Вместе с тем отсутствуют влиятельные общественные силы, которые могли бы утвердить высокие моральные принципы. Характерен серьезный дефицит позитивных воздействий на растущих людей всех институтов социализации. Нельзя не согласиться с положением психолога о том, что в наше время разрушена позиция ответственного отношения взрослого сообщества к миру детства. Руководители школ, как пишет Фельдш-тейн, легко отказались от создания различных детских организаций. Между тем тяга подростков к включению во все более широкие и разнообразные социальные отношения сохранилась. В результате возникает множество самодеятельных подростковых и юношеских групп, нередко деформирующих развитие личности своих членов. И все же подавляющее большинство подростков ориентируется на мнение не своих сверстников, а взрослых. При этом имеются в виду некие абстрактные взрослые. К учителям же, родителям и другим известным им людям подростки не проявляют уважения. Одну из причин такой позиции Фельдштейн усматривает в том, что ребята своим неквалифицированным трудом (чисткой автомобилей, продажей газет) зарабатывают нередко больше, чем их образованные родители и близкие знакомые. Тем самым дети, по словам Фельдштейна, входят во взрослую жизнь на низком уровне освоения узкой сферы социально-экономических отношений. Но главной причиной однобокой направленности личности подростка является, с нашей точки зрения, неспособность значительной части членов нашего сегодняшнего общества отстоять высокую социальную ценность нравственных принципов, духовно 183 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|