Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52264

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: Г. артериосклеротический хронический.
Г. артериосклеротический хронический. См. Г. атеросклеротический хронический.
Г. бредовой — галлюцинации сопровождаются вторичным бредом, тесно связаны между собой по содержанию. Характерна бредовая непоколебимая уверенность больных в реальности галлюцинаций.
Г. вербальный [Schroeder P., 1926] — характеризуется сохранностью ориентировки, наличием чувства страха, боязливым внутренним напряжением. Нарушена дифференциация собственных мыслей и обманов восприятия. Основной признак — звучание собственных мыслей. Близок к Вернике аутохтонным идеям.
Г. делириозный [Schroeder P., 1926] — характеризуется расстройствами восприятия, внимания, снижением направленности психической деятельности вовне, ослаблением ассоциативной деятельности, комбинаторики, недостаточной критичностью по отношению к болезненным переживаниям, склонностью к конфабуляциям, двигательному беспокойству. Расстройства сознания по сновидному типу.
Г. зрительный. Характерно преобладание зрительных галлюцинаций, возникающих при помраченном сознании.
Г. зрительный Ван Богарта [van Bogaert L., 1945] — наблюдается при Ван Богарта лейкоэнцефалите. Вначале отмечается повышенная сонливость, затем — явления нарколепсии. В промежутках между нарколептическими приступами обнаруживаются множественные красочные зрительные галлюцинации. Больные «видят» окрашенных в различные цвета бабочек, рыбок, всевозможных животных. Затем нарастает беспокойство, усиливается аффективная окраска образов. Развивается делирий с последующей амнезией. При этом наблюдаются и сложные акустические расстройства.
Г. иллюзорный [Schroeder P., 1926] — возникает на фоне выраженной депрессии, сопровождающейся идеями отношения. В отличие от истинных вербальных галлюцинаций, слышимое передается больным только в общих чертах. Отсутствуют характеристики, свойственные истинным вербальным галлюцинациям, — громкость, тон, конкретная принадлежность, локализация. В основе Г.и. лежат аффективные расстройства.
Г. обонятельный — характеризуется обилием обонятельных, чаще неприятных, галлюцинаций. Нередко сочетается с бредом отравления, ущерба.
Г. обонятельный Габека [Habeck D., 1965] — изолированный Г.о., наблюдающийся в возрасте после 40 лет в связи с органической церебральной патологией. Больные утверждают, что они являются источником неприятного запаха, который замечают и окружающие. С Г.о.Г. тесно связаны и идеи отношения, достигающие иногда значительной выраженности (возможны суицидальные попытки, мотивируемые чувством отверженности). Нередки ощущения типа сенестопатий, отдельные тактильные галлюцинации. Не характерны идеи сделанности или привнесенности извне переживаемого больными чувства.
Ср.: бред физического недостатка.
Г. обонятельный Шахматова [Шахматов Н.Ф., 1972] — синдром, наблюдаемый при функциональных, идущих без развития деменции, психозах позднего возраста. Галлюцинации носят характер истинных: больные воспринимают запахи как реально существующие и проецируют их вовне, ищут способы борьбы с ними. При этом наблюдается маломасштабный бред преследования обыденного характера, идеи ущерба. Патогенетически близок синдрому тактильного галлюциноза.
Г. односторонний — чаще вербальный, но бывает и зрительный. Речь идет об обманах чувств, якобы воспринимаемых соответствующим анализатором больного с одной стороны. Галлюцинации могут быть элементарными или полными, развитыми. Чаще всего наблюдается при односторонней локализации поражения коры головного мозга и одностороннем заболевании органов чувств.
Г. острый — характеризуется острым, внезапным возникновением, чаще всего наплывом вербальных галлюцинаций (реже тактильных или зрительных), сопровождающихся страхом, тревогой, двигательным беспокойством, бредовыми переживаниями. Отличается кратковременностью, обратимостью.
Г. педункулярный [Lhermitte J., 1920] — наблюдается при локальном поражении мозгового ствола в области III желудочка и ножек мозга вследствие кровоизлияния, опухоли, может иметь также и воспалительно-интоксикационную этиологию. Чаще всего возникает у пожилых людей при наличии мнестической недостаточности и нарушений сна. Характеризуется приступообразно возникающими, чаще в вечернее время, зрительными подвижными микроскопическими, нередко цветными галлюцинациями. Зрительные образы отличаются подвижностью, калейдоскопичностью, меняют свою форму, величину и положение в пространстве. Отсутствует чувство страха, больные выступают в роли спокойных созерцателей. Сохраняется критическое отношение к галлюцинациям, расстройств сознания не наблюдается.
Описан и при функциональной патологии мезэнцефальной области головного мозга [Залкинд Э.М., 1937].
Син.: мезэнцефальный Г.
Г. периодический [Schroeder P., 1926] — наблюдается как вариант течения МДП. Наряду с типичными маниакальными и депрессивными фазами отмечаются галлюцинаторные фазы. Галлюцинации возникают на фоне повышенного или пониженного настроения. По современным представлениям, приближается к циклоидным психозам [Peters U.H., 1977].
Г. Плаута [Plaut F., 1913] — синдром Г. при сифилисе головного мозга. Чаще всего вербальный Г., реже зрительные, обонятельные и телесные галлюцинации. Бредовые идеи преследования, воздействия, временами — величия. Сознание не нарушено. Сознание болезни, критическое отношение к болезненным переживаниям относительно сохранены, однако подвергаются колебаниям. Возможны эпизоды страха, усиливающегося при наплыве галлюцинаций (суицидальные попытки). Различаются острые и хронические формы.
Г. прогрессирующий Клейста [Kleist К.] — устаревшее название формы непрерывно-прогредиентно протекающей шизофрении с преобладанием в клинической картине по всему ее длиннику вербальных галлюцинаций.
Г. резидуальный [Alzheimer A., 1913] — остаточное явление после перенесенного острого психоза, протекавшего с бредом и галлюцинациями. Резидуальная симптоматика носит характер только слухового Г., не сопровождающегося бредовыми интерпретациями. Отсутствуют формальные расстройства мышления, поведение больных совершенно упорядочение.
См. Галлюцинации резидуальные.
Г. рефлекторный кинестетический [A. Kramer, 1 889] — больной, слыша чужую речь, непроизвольно совершает движения языком и губами соответственно этой речи. Носит насильственный, мучительный характер. Возникает не только в ответ на слышимую речь, но и сопровождает собственные галлюцинаторные и псевдогаллюцинаторные переживания (М.И. Рыбальский, 1989).
Г. сложный — характеризуется сочетанием нескольких видов галлюцинаций — слуховые, зрительные, тактильные и т.д.
Син.: Г. смешанный.
Г. тактильный — в клинической картине преобладают тактильные галлюцинации. Чаще всего наблюдается в пожилом возрасте.
Г. токсический — наблюдается при хронических интоксикациях, чаще всего у наркоманов и токсикоманов. Типичный пример Г.т. приведен Розенталем [Rosenthal S.A., 1964]. Множественные зрительные галлюцинации с яркой окраской образов, сопровождающиеся чувством тревоги, страха, нередко приобретающие затяжное течение. Наблюдается при частом приеме диэтиламида лизергиновой кислоты.
Г. сенестопатический рефлекторный [Кузнецов М.Т., 1968] — рефлекторно, в связи с воздействием зрительных и слуховых рездражителей, циклически возникающие сенестопатии. Характерны длительное течение, стереотипность проявления, отсутствие тенденции к развитию бреда. Рефлекторные сенестопатические галлюцинации носят и фунциональный характер, так как отмечается проекция патологических ощущений в подвергаемом раздражению анализаторе. Типичны отчужденность, крайняя тягостность для больного болезненных восприятий, сближающие Г.с.р. с Кандинского псевдогаллюцинациями. Нозологической специфичностью не обладает, однако более типичен для токсикоинфекционных и соматогенных психозов.
Г. фантастический [Schroeder P., 1926] — проявляется патологическими ощущениями, которые носят характер неправдоподобных сенсаций. В основе Г.ф. — искаженное восприятие действительных ощущений, бредовое их толкование, конфабуляции. Наблюдается при эндогенных и экзогенных психозах.
Г. хронический — характерно длительное, на протяжении ряда лет, непрерывное или волнообразное течение. Чаще всего — слуховые (возможны и другие) галлюцинации в сочетании с бредом и симптомами психического автоматизма.
Галлюциноиды [Попов Е.А., 1941]. Промежуточные между нормальными представлениями и галлюцинациями психопатологические феномены, являющиеся неполными, несовершенными галлюцинациями. Галлюциноиды — переходный этап на пути развития галлюцинаций. К ним относятся псевдогаллюцинации, звучание мыслей, эйдетизм.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь