|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106629
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Ребенок не реагирует отрицательно на интенсивное изменение объектов в окружающем мире во время освоения пространства:
— не боится высоты, достаточно ловко карабкается, любит смотреть вниз с высоты; — не испытывает страха в просторном или тесном помещении. 3. В поведении чаще всего проявляются следующие особенности: — любит частые перемены во внешних обстоятельствах; — не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в незнакомых местах; — склонен к бродяжничеству; — неадекватно оценивает свои возможности, некритичен; — с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить; — постоянно повышенное настроение. Роль этого уровня в аффективной регуляции поведения чрезвычайно велика, и недооценка его влечет за собой существенные издержки в психокоррекционном процессе. Тоническая эмоциональная регуляция с помощью специальных ежедневных психотехнических приемов (например, расслабляющая музыка, приятные зрительные и тактильные стимулы) оказывает позитивное воздействие на разные уровни базальной эффективности. В связи с этим не случайно в процессе разнообразных психорегулирую-щих тренировок используются разнообразные сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) в психокоррекции поведения. Второй — уровень аффективных стереотипов играет важнейшую роль в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособительных реакций — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне происходит углубление аффективного контакта со средой. Это проявляется в качественной оценке сигналов из окружающего мира и внутренней среды организма, в аффективно-избирательной оценке ощущений всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и др. Одной из задач этого уровня является регуляция процесса удовлетворения витальных 178 потребностей. Уровень аффективных стереотипов устанавливает контроль за функциями организма, упорядочивает психосоматические ощущения и связывает их с внешними сигналами. Развитие этого уровня приводит к возникновению первичной аффективной избирательности, которая проявляется в оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности. Важной характеристикой этого уровня является непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни. Именно на этом уровне закладываются основы формирования индивидуальности человека. Аффективные стереотипы являются фоновым обеспечением наиболее сложных форм поведения человека. Эти стереотипы задают аффективный смысл поведению. Типом поведения, характерным для этого уровня аффективной адаптации, являются стереотипные реакции. Аффективные стереотипы можно рассматривать как необходимый фон для обеспечения самых сложных форм поведения человека. Особенности поведения ребенка при гипофункции второго уровня проявляются в следующих радикалах: 1. Ребенок чрезмерно чувствителен к качеству сенсорных впечатлений и собственному соматическому состоянию: — имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд; — не любит расставаться с привычной одеждой; — не любит перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык; — не может заснуть в непривычной обстановке; — часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли; — быстро устает, часто жалуется на усталость; — часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье; — испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств. 2. Ребенок испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах: — с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в режиме; 179 — с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу; — не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним; — капризничает, может отказываться от работы или проявлять агрессию при переключении на новый вид деятельности. 3. Ребенок испытывает трудности и дискомфорт во взаимодействии и общении с другими людьми: — не склонен к сотрудничеству, особенно если оно протекает в непривычных для ребенка обстоятельствах; — имеет низкую коммуникативность; — излишне привязан к людям, жалеющим его; — имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и, в случае отрицательной оценки его деятельности, наказаний: раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т. п.; — часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей. 4. Особенности в поведении: — часто имеет пониженное настроение; — раздражителен, ворчлив; — имеет ригидную самооценку; — чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку. При гиперфункции второго уровня наблюдается следующее: 1. Особое влечение ребенка к разнообразным сенсорным впечатлениям и затруднения в оценке собственных физиологических потребностей: — отсутствуют устойчивые привычки в еде, всеяден, любит обильную, разнообразную, вкусную пищу, прожорлив; — стремится к интенсивным, ярким сенсорным впечатлениям (любит смотреть на огонь, дождь и т. д.); — имеет тягу к неприятным впечатлениям, небрезглив, может взять с пола пищу и съесть ее; — не боится боли, вынослив. 2. Проблемы в процессе взаимодействия и общения с другими людьми: , — агрессивен по отношению к близким, учителям в тех слу-, чаях, когда ему не позволяют осуществить влечение, задуманное действие; — нечувствителен к нуждам других, если они противоречат , удовлетворению собственных. 180 3. Особенности в поведении: — нетерпелив, ригиден; — склонен к стереотипным аффективным реакциям при давлении со стороны других; — может быть конформным, если хочет добиться своего. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|