Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52261

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Г. повелевающие — см. Г. императивные.
Г. полиакузические (греч. poly — много, akusis — слух) — слуховые галлюцинаторные образы воспринимаются больным последовательно, многократно повторяясь.
Г. полиопические (поли + греч. ops, opis — глаз, зрение) — зрительные галлюцинаторные образы, характеризующиеся многократным повторением, стереотипностью, могут быть разновеликими, по-разному расположенными.
Г. полифонические (поли + греч. phone — голос, звук) — характерно увеличение громкости воспринимаемых звуков и их многократное повторение.
Г. приказывающие — см. Г. императивные.
Г. примитивные [Бахур В.Т., 1972] — наблюдаются при атрофии зрительных нервов и характеризуются отсутствием яркости, живости и внешней проекции.
Г. проприоцептивные — см. Г. моторные.
Г. психические [Baillarger J., 1844] — галлюцинации, лишенные чувственного компонента, например, беззвучные голоса. Автором они рассматривались как «интеллектуальные восприятия», независимые от органов чувств. Больные слышат беззвучные мысли, тайный внутренний голос. Часть описанных J. Baillarger случаев является разновидностью описанных позже В.Х. Кандинским псевдогаллюцинаций (см. Псевдогаллюцинации). Г.п. присуще ощущение, что это внушение извне, «сделанные» мысли.
Син.: абстрактные Г. Кальбаума, апперцептивные Г. Кальбаума, мысли сделанные, мысли внушенные.
Г. психогенные — возникают в связи с психогенным воздействием (психическая травма, гипнотическое внушение). Главная причина — внезапно возникающий особенно интенсивный или длительно не разрешающийся аффект. Содержание галлюцинаторных образов отражает психогению. Могут быть зрительными и слуховыми. Особенно распространены при психических эпидемиях (см. Г. психогенные индуцированные). Легко возникают у детей. В.А. Гиляровский [1949] выделял такую разновидность Г.п., как аффектогенные Г., в генезе которых решающую роль играет фактор эмоциональный, тогда как в противопоставляемых им идеогенных Г. решающее значение имеют опасения, неотвязные мысли, связанные с близким человеком. Это разделение условно: так, выделяют идеоаффективные Г. [Callieri B., Felici F., 1966], обусловленные кататимными механизмами. Роль психогенного фактора в механизме образования Г., по В. Милеву [1979], переоценивается: катамнестически многие больные с галлюцинаторными переживаниями, оцениваемыми первоначально как психогенные, впоследствии оказались больными шизофренией.
Г. психогенные индуцированные — возникают одновременно у нескольких человек, иногда у очень большого количества людей (например, во время психических эпидемий) в связи с взаимным внушением.
Г. психомоторные — характерны переживания выполнения двигательных актов, которые в действительности больным не осуществляются.
Г. психомоторные буквенные [Щербак А.Е., 1908] — описаны при фокальных судорожных припадках, протекающих без расстройств сознания и ограничивающихся мышцами правой половины лица и правой руки. Характер обманов восприятия зависел от степени глубины припадка — наблюдался переход от навязчивых представлений определенных букв к галлюцинациям и псевдогаллюцинациям (больная чувствовала эти буквы в своем мозгу; ей казалось, что она произносит соответствующие звуки; иногда она ощущала отдельные буквы в своем горле, чувствовала их форму как постороннего тела, старалась откашляться и выплюнуть их). При наибольшей глубине приступа больная действительно произносила соответствующие звуки, как ей казалось, под влиянием какой-то непреодолимой силы.
Г. психосенсорные — характеризуются ощущениями изменения собственного тела и его отдельных частей. Могут наблюдаться в структуре синдромов деперсонализации, дисморфомании, при нарушениях схемы тела.
Г. резидуальные (лат. residualis — остаточный, оставшийся) — фрагменты, отдельные галлюцинаторные переживания, сохранившиеся в клинической картине после перенесенного психотического синдрома (галлюцинаторно-параноидного, галлюциноза) при наступлении неполноценной ремиссии.
Г. ретроактивные (лат. retro — назад, обратно, activus — действенный, действующий) — см. Г. памяти.
Г. рефлекторные [Kahlbaum К., 1866] — особый вид расстройств восприятия, возникающих рефлекторно, в связи с воздействием на организм раздражителей внешней (слуховые, зрительные, обонятельные, тактильный сигналы) или внутренней (изменения проприоцепции) среды. Близки к функциональным галлюцинациям, однако при Г.р. раздражитель лишь провоцирует галлюцинации, но не поддерживает их.
Г.р. могут возникать в одном анализаторе, при воздействии внешнего раздражителя на другой.
Син.: Г. отраженные.
Г. речевых движений языка [Голант Р.Я., 1939] — описаны при эпидемическом энцефалите и характеризуются ощущением не производимых в действительности движений, шевеления языка. Язык «отвечает» на мысли, производимая им речь как бы воспринимается внутри головы. Являются одним из вариантов «внутреннего говорения» В.Х. Кандинского [Гулямов М.Г., 1965].
Г. речедвигательные [Seglas J., 1888] — служат одним из проявлений синдрома психического автоматизма. В зависимости от характера и степени выраженности моторного и сенсорного компонентов можно различать вербально-моторные Г., воспринимаемые больным как ощущение его артикуляторных актов; вербально-моторные слуховые Г., при которых отмечается и сенсорно-слуховое восприятие; вербально-моторные псевдогаллюцинации, являющиеся гиперпродукцией внутренней речи.
Г. ротоглоточные [Григорьянц Э.Т., Гулямов М.Г., 1970] — тактильные галлюцинации, локализующиеся в полости рта и глотки и характеризуемые больными как ощущение инородного тела. Наблюдаются при алкогольном делирии на высоте психоза в связи с изменением сознания. При протекании белой горячки с онейроидным нарушением сознания хорошо сохраняются в памяти после выхода из психоза. Не являются признаком неблагоприятного течения заболевания.
Г. рудиментарные [Концевой В.А., Дружинина Т. А., 1973] — наблюдаются при приступообразном течении шизофрении с картиной вербального галлюциноза, главным образом при галлюцинаторно-бредовой структуре приступов. После одного из затяжных приступов могут остаться в ремиссии как резидуальное расстройство наряду с остаточными несистематизированными бредовыми идеями и признаками шизофренических изменений личности — аутизма, вялости, пассивности.
Г. сенестетические (греч. koinos — общий, aisthesis — чувство, ощущение) [Sivadon M.P.] — необычные ощущения в теле и внутренних органах (чувство ожога, пощипывания и т.п.). Близки к сенестопатиям, однако, в отличие от последних, воспринимаются как результат внешнего воздействия, тогда как сенестопатии не обязательно возникают в плане такого рода переживаний, например в рамках ипохондрического синдрома.
Г. сенестопатические — см. Сенестопатии, Г. энтероцептивные.
Г. синтетические — см. Г. сложные.
Г. сложные — обманы восприятия, возникающие одновременно в нескольких анализаторах (слуховые и зрительные, зрительные и обонятельные и т.п.).
Г. соматические [Бехтерев В.М., 1904] — см. Г. энтероцептивные.
Г. слуховые. Характеризуются восприятием элементарных звуков (акоазмы) или слов, фраз, музыки.
Син.: Г. акустические.
Г. слуховые Аленштиля [Ahlenstiel H., 1960]. Психогенные галлюцинации в виде «стуков» и «звонков», наблюдающиеся у психически здоровых в ситуациях напряженного ожидания, тревоги. Рассматриваются как проявление «акустической памяти».
Г. стабильные — см. Г. стереотипные.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь