|
Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 38018
Автор: Малкина-Пых Ирина Германовна.
Название: Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Повторяйте это упражнение в течение нескольких
минут каждый день. Пусть чувственное и телесное осознание станет привычкой. 2. Вспомните, что вам по-настоящему доставляло удовольствие в раннем детстве? Выберите что-нибудь, чем было бы интересно заняться, но что вы не делали уже очень давно. Попробуйте это сделать опять. Если вы любили лежать на спине и наблюдать за причудливой игрой облаков, выберите время и найдите место, где вы можете снова полежать на спине и последить за облаками. Если вы любили бегать босиком по земле, бродить по морскому песку или пробивать себе дорогу среди осенних листьев, почему бы не заняться этим снова при первой же возможности? Подставьте свое тело под солнечные лучи и сосредоточьтесь на ощущениях, которые возникают в вашем теле. Заберитесь на дерево. Посидите там какое-то время. Запустите бумажного змея. Совершите пешее путешествие. Съешьте мороженое. Веселитесь как ребенок. Получайте удовольствие. Выигрывающие так и делают. Упражнение 14. «Проверка постоянного Родителя, постоянного Взрослого и постоянного Ребенка» 1. Может быть, вы слишком часто бываете в состоянии «Я» Родителя и/или ведете себя неуместно в этом состоянии? Не обвиняют ли вас в том, что вы думаете за других, отвечаете за них, никогда не даете им проявить самостоятельность, раздаете всем советы, поучаете? Вы читаете проповеди, пропагандируете или принуждаете других? Представьте себе во всех подробностях группы людей, с которыми вы связаны. Есть ли какая-либо тема для разногласий в каждой группе, или большинство ее членов имеют единую точку зрения? Могли бы ваши родители принадлежать к этим группам? Высоко ли ценится или подавляется творческое мышление в этих группах? Каких общих взглядов придерживаются группы, в которые вы входите? Они действительно решают проблемы или только говорят о них? Они подходят к проблемам только с одной стороны или с разных? Зависит ли деятельность этой группы от решений, которые принимаете вы? Вы советуете им, что делать? Поощряете мыслить и действовать самостоятельно? Как часто вы говорите другим «должны», «обязаны» и «вам следует»? Вы говорите это в состоянии «Я» Взрослого или Родителя? О каких предметах вы говорите с возмущением и по нескольку раз? Бывает ли, что вы выражаете чужое мнение, не обдумав и не проверив его? 2. Может быть, вы слишком часто бываете в состоянии «Я» Взрослого и/или ведете себя неподобающим образом в этом состоянии? Не кажетесь ли вы себе большую часть времени чрезмерно рассуждающим, слишком рациональным, неспонтанным и похожим на автомат? Вы постоянно имеете дело с обработкой данных и редко проявляете Родительские взгляды или Детскую непосредственность? Вы всегда рационально используете деньги, никогда не «шикуете» или слишком балуете кого-нибудь подарками, о которых они всегда мечтали? Вы много работаете и с трудом выпрашиваете время для отдыха или вы ничем не заняты? Вы входите только в профессиональные группы – группы, которые собираются в основном для обмена информацией? Вспомните своих близких друзей. Входят ли в их число те, с кем вас связывают деловые отношения? В компании вы всегда говорите о своих профессиональных интересах или находите укромный угол и листаете журналы? Не обвиняют ли вас в том, что вы «невеселы» или «совсем не заботитесь о детях»? Нет ли у вас склонности быть «человеком-компьютером», перерабатывающим информацию и находящим решения? Не используете ли вы своего Взрослого для рационализации – для оправдания своих недостатков и предрассудков? Не используете ли вы его для того, чтобы настаивать и сохранять мнения Родителя, которые некогда были слишком пугающими для вас, чтобы сознательно их проверить? Не используете ли вы своего Взрослого для того, чтобы помогать своему Ребенку управлять другими или чтобы приводить ему «хорошие» доводы для исполнения игр? 3. Может быть, вы слишком часто бываете в состоянии «Я» Ребенка и/или ведете себя в этом состоянии неподходящим образом? Вы позволяете управлять вами во многих областях? Другие думают за вас, отвечают за вас, подавляют вас, дают вам советы, часто приходят вам на помощь и ставят вас на место? Группы людей, с которыми вы связаны, собираются преимущественно для веселья? Для ниспровержения или критики авторитетов? Для того чтобы посоветовать вам, как строить свою жизнь? Вы отступаете, приходите в отчаяние, чувствуете себя бессильным перед возникшими проблемами или перед принятием решений? Вы постоянно обращаетесь к другим за одобрением, критикой или поддержкой? Вспомните десять самых близких своих друзей. Не объединяет ли их нечто общее? Это ваши приятели по развлечениям? Не играют ли они для вас роль родителей? Вы часто говорите «Я не могу» вместо того, чтобы сказать «Я не хочу это делать»? Упражнение 15. «Портрет состояний вашего «Я» Используя окружности разных диаметров, нарисуйте портрет своих состояний «Я», каким по большей части вы воспринимаете себя. Вы видите себя человеком, имеющим любимое состояние «Я»? Не меняется ли ваш портрет при смене обстановки? На работе? Дома? В институте? На вечеринке? Где-нибудь еще? Не меняется ли он с определенными людьми? С начальником? Подчиненными? Мужем (женой)? Детьми? Друзьями? С кем-нибудь еще? Теперь попросите детей, мужа (жену), друзей, родственников, коллег нарисовать такую же схему, отражающую то, как они воспринимают вас. Заметили ли вы какие-нибудь различия? После того как вы сравнили эти портреты – каким вы сами себя воспринимаете и какими вас воспринимают другие, – спросите себя: они удовлетворяют меня? Если нет, что необходимо изменить? Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого мне необходимо поставить? Упражнение 16. «Засорение» вашего Взрослого Эффективный метод избавления от влияния на вашего Взрослого предубеждений Родителя и заблуждений Ребенка заключается в изменении ваших утверждений на противоположные. Влияние Родителя. Напишите четыре прилагательных, которые вы используете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, класса, происхождения, например: Мужчины ___________________________________ Женщины___________________________________ Евреи________________________________________ Кавказцы____________________________________ Богачи_______________________________________ Бедняки______________________________________ Иностранцы_________________________________ Вы располагаете достаточными и точными сведениями, чтобы проверить ваши утверждения, или какое-то событие побудило вас принять такую позицию? Слухи? Средства массовой информации? Теперь измените ваши высказывания на противоположные тем, которые вы применили. Что вы обнаружили? Влияние Ребенка. Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что вы ожидаете сказочную личность или необычайное событие – такие, как «Когда (или если) он (она) изменится... я женюсь... я разве дусь... я найду хорошую работу... дети подрастут...»? Вы часто используете слова, которые говорят о том, что вы думаете о себе определенным образом и ничего не мо жете в себе изменить, – такие, как «Я такой беспомощный, что... я такой глупый, что... я такой подавленный, что... я такой робкий, что...». Какую позицию «Я такой... что...» вы чаще всего занимаете в отношении себя? Теперь измените несколько ваших утверждений на противоположные, например: «Он (она) может никогда не измениться, поэтому... я такой сильный, что... я такой... что...» После того как вы рассмотрели возможные влияния Родителя и Ребенка, задайте себе следующие вопросы: удовлетворяет ли меня то, что я обнаружил? Что мне необходимо оценить заново? Что мне необходимо изменить? Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого необходимо поставить? Упражнение 17. «Изучение ваших проекций» Другие часто служат для нас зеркалом. Когда вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем себя самого. Изучение ваших проекций является полезным методом самопознания. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|