Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52251

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Галлюцинации (лат. hallutinatio — бред, видения). Расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможности непроизвольного, опосредованного отражения в Г. прежнего жизненного опыта больного. Г. абстрактные — см. Г. психические.
Г. аделоморфные (греч. adelos — неясный, неизвестный, morphe — форма, образ) — зрительные Г., характеризующиеся нечеткостью, расплывчатостью образов, лишенных четких форм. Галлюцинаторные образы туманны, размыты, «призрачны».
Г. акустические. — см. Г. слуховые.
Г. «ангельские» — вербальные Г. с проекцией вовне, дающие больному добрые советы, проявляющие хорошее к нему отношение, оправдывающие его поступки. Иногда наблюдается в структуре контрастных Г.
Г. антагонистические — вербальные Г., в которых больной слышит то угрозы, обвинения, то реплики в его защиту. Одни «голоса» обвиняют, упрекают его, другие защищают, оправдывают, приводят смягчающие доводы.
Г. апперцептивные [Kahlbaum К., 1866] — характеризуются субъективным переживанием чувства отнятия мыслей и «вколачиванием» в голову чужих мыслей или чувством пустоты. Различаются два вида апперцептивных галлюцинаций: абстрактная фонторемия (навязывание больному чуждых ему мыслей или отнятие его мыслей) и конкретная фонторемия (типа воспоминаний о якобы имевших место в прошлом галлюцинациях). Понятие, близкое к Г. абстрактным.
См. Г. психические.
Г. ассоциированные [Seglas J.] — характеризуются логически последовательным появлением образов: например, «голос» объявляет о тотчас же следующих за ним обонятельных обманах восприятия. Наблюдаются при реактивных психозах после тяжелой психогении. В галлюцинаторных переживаниях отмечается отражение в их фабуле психогенно-травматических моментов.
Г. аутовисцероскопические. — см. Аутовисцероскопия.
Г. аутоскопические — см. Аутоскопия.
Г. билатеральные [Magnan V.] — слуховые галлюцинации, при которых слышимое с одной стороны противоречит слышимому с другой.
Г. Бонне — описаны Ш. Бонне [Bonnet Ch.], известным французским натуралистом, в конце XVII в. У 89-летнего деда Бонне, страдавшего катарактой, наблюдались зрительные галлюцинации. Такие же галлюцинации бывают и при глаукоме. Аналогичные по генезу слуховые галлюцинации наблюдаются при заболеваниях, приводящих к снижению слуха (хронические отиты, отосклероз). Слуховой вариант галлюцинаций Шарля Бонне описан Е.А. Поповым [1956]. Характерно отражение в галлюцинациях актуальных для больного переживаний, отсутствие бредовых интерпретаций, признаков нарушенного сознания. Возможна рассудительная оценка больными появляющихся у них галлюциннаций.
Г. бредовые — обманы чувств, воспринимаемые больными в виде отдельных реплик. Даже не входя в фабулу бреда, непосредственно не вытекая из нарушений мыслительной деятельности, Г.б. косвенно убеждают больного в правильности его бредовых построений. Близки к ним бредовые иллюзии: так, при бреде дерматозойном (см.) нередко отмечается иллюзорная интерпретация действительных ощущений — боли, зуда, жжения [M. Heim, J. Morgner, 1980].
Г. буквенные — зрительные образы в виде букв, обладающих особым, символическим, значением.
Г. вербальные (лат. verbalis — словесный, устный) — слуховые Г. — слова, фразы, монологи, диалоги, речь нескольких «голосов».
Г. вестибулярные — Г. общего чувства в виде ощущения нарушений равновесия, падения тела, зависания в воздухе.
Г. викарные (лат. vicarius — заместитель) [Гиляровский В.А., 1936] — Г. разных органов чувств, как бы заменяющие Г. одного пораженного анализатора. Например, слепая больная испытывает зрительные Г., при этом мнимые образы ощущаются ею тактильно.
Г. висцеральные — см. Г. энтероцептивные и Аутовисцероскопия.
Г. вкусовые — ложные вкусовые ощущения, чаще неприятные. Возникают вне связи с приемом пищи или не соответствуют вкусовым качествам реальной пищи. Часто сочетаются с бредом отравления, нигилистическим (неприятный вкус связывается с гниением внутренних органов).
Г. воображения [Dupre E.] — разновидность психогенных Г. Фабула их непосредственно вытекает из наиболее аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникают у лиц с болезненно обостренным воображением и у детей.
Г. воображения параноические [Ушаков Г.К., 1971] — психогенные рефлекторные Г., наблюдающиеся у параноических психопатов и при паранойяльных состояниях различного происхождения. Характерны яркая визуализация представляемых образов, их значительная чувственная живость, внешняя проекция, причудливое сочетание с образными впечатлениями от действительных объектов, объективизация образа по отношению к личности субъекта. В то же время, в отличие от истинных Г., Г.в.п. характеризуются фрагментарностью, нестойкостью, близостью их содержания фабуле паранойяльных интерпретаций, соответствием переживаемой ситуации. Патогенез Г.в.п. объясняется с точки зрения описанного K. Kahlbaum [1866] механизма реперкуссии: обостренное болезненное воображение является причиной функционального возбуждения соответствующих систем коры большого мозга, повышенная возбудимость которых и приводит к визуализации образов.
Г. гаптические (греч. hapto — схватывать, прикасаться) — мнимые ощущения давления на поверхность тела, резкого схватывания ударов, толчков, как бы исходящих извне. Разновидность тактильных Г.
Г. гемианоптические зрительные — возникают при гемианопсии и локализуются в выпавшей у больного части поля зрения [Hauptmann A., 1936].
Г. генитальные [Magnan V., 1895] — галлюцинаторные переживания непристойных, бесстыдных манипуляций, производимых с половыми органами больного.
Г. гигрические (греч. hygros — влажный) — характеризуются ощущением влажности, льющихся на больного жидкостей. Могут носить характер зрительных (видение фонтанов, морского прибоя, бассейнов). Часто наблюдаются при лихорадочных состояниях нейроинфекционного генеза, например, при гриппе [Ревенок А.Д., 1974]. При этих же состояниях часто наблюдаются гигрические сновидения [Касаткин В.Н., 1967] Г.г. наблюдаются и при декомпенсации сахарного диабета; были описаны при кормлении заключенных в тюрьмах и концлагерях соленой пищей и лишении воды. Можно думать, что в их генезе важную роль играет нарушение водно-солевого обмена.
Г. гипнагогические (греч. hypnos — сон, agogos — вызывающий) [Maury А., 1878] — зрительные и слуховые галлюцинации, возникающие при засыпании в переходном от бодрствования ко сну периоде.
Г. гипнопомпические (греч. hypnos — сон, pompos — сопутствующий) — возникают при пробуждении, также в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием.
Г. гипнотические — разновидность психогенных Г. Могут быть внушенными и спонтанными. Характерна яркая эмоциональная окрашенность. Могут использоваться в психотерапевтических целях, в этих случаях говорят о терапевтических Г. [Alexander G., 1971].
Гулливер—Г. — макроскопические Г. Галлюцинаторные образы значительно больше своих реальных прототипов. Противоположны лилипут-Г. Наблюдаются при экзогенно-органических психозах.
Син.: макропсихические Г.
Г. двигательные — см. Г. моторные.
Г. дейтероскопические (греч. deuteros — второй, skopeo — смотреть, рассматривать) — см. Аустоскопия и Аутовисцероскопия.
Г. демономанические — фигурируют зрительные образы мистических и мифологических существ (черти, русалки, ангелы, гурии и т.п.).
Г. дразнящие [Bonhoeffer К., 1896] — разновидность зрительных галлюцинаций при алкогольном делирии. Больной видит на расстоянии фигуры или неодушевленные предметы. При попытке больного приблизиться к ним галлюцинаторные образы исчезают или вновь отдаляются, как бы дразнят его. Перемещаясь в пространстве, зрительные образы сохраняют некую постоянную дистанцию между ними и больным, стоит последнему прилечь — они приближаются, но если он встает — вновь отодвигаются.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь