|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268322
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке § 2. Основные особенности восприятия
Роль прошлого опыта. Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет. восприятия. В процессе узнавания, как указывал И. М. Сеченов, человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним. Я смотрю на данную вещь и воспринимаю ее как карандаш, но я ее воспринимаю как карандаш благодаря тому, что у меня сложилось представление о карандашах на основе прошлого опыта. Активный характер восприятия. Иногда процесс узнавания происходит не сразу, и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого. В тех случаях, когда предмет не узнается, человек ставит задачу более или менее точно определить, что находится перед ним, он строит различные предположения, сравнивает воспринимаемый предмет с целым рядом знакомых ему предметов. Узнавание бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет («это автомобиль, человек, дом»), и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет («это автомобиль моего брата», «это наш учитель истории», «дом, в котором я родился»). Восприятие зависит от психических особенностей воспринимающей личности, т. е. от ее направленности, взглядов, убеждений, склонностей, интересов, переживаемых ею чувств. Ведь воспринимает не глаз, не ухо, не рука, а человек, личность. Кто не знает, как совершенно по-разному воспринимает окружающее человек, находящийся в радостном, приподнятом настроении, и он же, будучи в мрачном расположении духа. Избирательность восприятия. Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, ученик, интересующийся техникой, и просто любопытный человек, Поле будет совершенно по-разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют, объектом восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то — второстепенным. Разговаривая на многолюдной улице со своим другом, вы отчетливо видите в толпе своего собеседника, а вся масса людей для вас только фон. Если же в толпе возникает какое-либо особое событие, то ваше внимание переключается и вы уже меньше воспринимаете собеседника, а больше — окружающих.Выделение объекта восприятия и наличие фона есть своеобразное проявление избирательности восприятия. Увидите ли вы на рис. 19 старую или молодую женщину, зависит от того, что будет объектом, а что — фоном восприятия. Иногда специальной задачей ставится помочь более ясно и четко выделить объект из фона. Вы, вероятно, обратили внимание, что рабочие-путейцы и дорожники работают в оранжевых жилетах — оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений. Иногда задача заключается в обратном — затруднить выделение объекта, «растворить» его на фоне. Это маскировка, так необходимая в военном деле. Учащиеся младшего школьного возраста лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, младшие школьники воспринимают полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося -и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия на уроках труда всегда ведут к более глубокому восприятию, а следовательно» к Познанию предметов и явлений. Иллюзии. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты ошибок зрительного восприятия, так называемые зрительные иллюзии. Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие. На рис. 20 показаны некоторые зрительные иллюзии. Серые прямоугольники одной и той же светлоты кажутся разными на черном и белом фоне: на черном фоне — светлее, чем на белом. Маленький круг среди больших кажется меньше такого же круга среди еще более маленьких. Трудно поверить, что изображенные на рисунке отрезки одинаковой длины, а линии в квадрате параллельны. Зрительные иллюзий есть следствие некоторых особенностей человеческого восприятия, и цдсят они закономерный характер. Истинность восприятия проверяют практикой. Чайная ложечка в стакане чая или весло, погруженное в воду, кажутся переломленными, но ведь мы, извлекая их из воды, убеждаемся в их целости. Точно так же на рис. 20 мы можем измерять кружки, проверить длину отрезков, их параллельность и убедиться в ошибочности восприятия. Если бы у вас не было возможности отдавать себе отчет в том, что в некоторых случаях ваше восприятие иллюзорно, мы бы не могли целесообразно действовать е теми или иными объектами. Как правило, наши восприятия верно отражают окружающий мир, а человеческая практика, деятельность позволяют отделить ошибочное восприятие от истинного. К тому же иллюзии — сравнительно редкое явление. Наблюдение в наблюдательность. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность как свойство личности есть стремление и умение с Наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений, в том числе и такие детали, которые недостаточно заметны внешне и кажутся на первый взгляд малосущественными, умение замечать самые незначительные различия, изменения в предметах и явлениях. Наблюдать — это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться. Наблюдение дает возможность глубже понимать окружающее, делать правильные выводы. Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, различением, анализом. Недаром наблюдение называют иногда «думающим восприятием». Наблюдение всегда осуществляют с той или иной познавательной целью, связанной с ясным представлением задач и предварительной разработкой плана наблюдения. Трудно наблюдать, если не знаешь, что конкретно надо наблюдать и с какой целью. Успешность наблюдения зависит от знаний и опыта человека в соответствующей области. Чем больше знаешь, тем больше и увидишь в предметах и явлениях. Для полноты и систематизации результатов наблюдения важно словесно выражать итоги наблюдения (если не письменно, то хотя бы мысленно, про себя), отдавать себе отчет в результатах наблюдения. Наблюдательность тесно связана с любознательностью — живши, пытливым интересом к предметам и явлениям. Любознательность надо отличать от поверхностного любопытства. По образному определению некоторых ученых, «любопытный обращает внимание на редкости только для того, чтобы удивляться; любознательный — для того, чтобы познать их и перестать удивляться». § 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия. Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|