Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52252

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вроно концепция возрастного патоморфоза [Вроно М.С., 1971]. Основана на анализе клиники шизофрении у детей и подростков. Возрастное видоизменение клинической картины шизофрении и других психических заболеваний связывается с взаимодействием двух основных факторов — качественных особенностей патологического процесса и фазы возрастного развития ребенка. Особенно явственно возрастной патоморфоз прослеживается при сравнении клинических особенностей шизофрении в детском, препубертатном и пубертатном возрасте. Характерно также видоизменение клиники шизофрении в позднем возрасте [Штернберг Э.Я., Наджаров Р.А., 1969].
Вуайеризм (фр. voyer — смотритель, надзиратель). Вид перверсий, заместительный способ удовлетворения сексуального влечения, стремление к разглядыванию обнаженных половых органов или созерцанию полового акта.
Син.: скопофилия, миксоскопия, визионизм.
Вуда—Нормана синдром [Wood N., Norman R.N., 1941]. Врожденная форма амавротической идиотии. Проявляется в первые дни и недели после рождения ребенка. Характерны гидроцефалия или микроцефалия, судороги, параличи конечностей, расстройства глотания и дыхания. Происходит остановка нервно-психического развития. Летальный исход в первые месяцы жизни. Аутосомно-рецессивный тип наследования.
Вчувствование. Метод психопатологического исследования, основанный на глубоком понимании сути, содержания болезненных, особенно бредовых, переживаний больного. Особое значение приобретает при психотерапии бредовых состояний. Способствует улучшению контакта между психиатром и больным, проникающимся доверием к врачу.
Выготского—Лурия методика пиктограмм [Выготский Л.С., Лурия А.Р.]. Экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания. Используется для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении.
Выготского—Сахарова методика формирования искусственных понятий [Выготский Л.С., Сахаров Л.С., 1928, 1930]. Экспериментально-психологическая методика для исследования мышления, вариант методики Аха. Обследуемому предлагают для классификации набор стереометрических фигур, отличающихся формой, цветом и величиной и обозначенных искусственными звукосочетаниями, например «биг», «цев». Обследуемый должен подобрать все фигуры, относящиеся к одному классу. Результаты оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения, как воспринималась помощь исследующего.
Выздоровление (лат. reconvalescentia). Восстановление нормальной жизнедеятельности организма после болезни. Может быть полным и неполным. В психиатрии при полном В. отсутствуют признаки психического дефекта и возможна активная трудовая деятельность с профессиональным ростом и благополучием в межличностных отношениях, при неполном В. отмечаются неполное восстановление психических функций, пострадавших вследствие болезни, и соответственно недостаточность приспособительных возможностей больного, ограничение его трудоспособности.
Вымещение. Одна из форм проекции, при которой происходит переориентации импульса или чувства с одного объекта на другой, менее защищенный. Так, при служебных неприятностях, не имея возможности вступить в конфликт с вышестоящим начальником, объект вымещает свои чувства на домашних.
Вытеснение. Один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Вытесняемые импульсы, как правило, неприемлемы для сознания по своим морально-этическими особенностями. Вытеснение, по З. Фрейду, осуществляется такой субструктурой человеческой личности, как цензура. К В. можно отнести и аффективную амнезию.
Син.: репрессия (позднелат. repressio — подавление).
Вязкость. Патологическая инертность протекания психических процессов, их замедленность, тугоподвижность, недостаточность переключаемости. Может проявляться в мышлении (вязкое мышление больных эпилепсией) и аффективности (ригидность аффекта при эпилепсии, после перенесенного энцефалита). У больных эпилепсией аффективная В. нередко сочетается с взрывчатостью, эксплозивностью (дефензивно-эксплозивная пропорция темперамента, по E. Kretschmer [1922]).
Син.: вискозность психических процессов, прилипчивость.


_Г_

Габитус (лат. habitus — внешность, наружность). Совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и внешний облик человека: телосложение, осанка, выражение лица, цвет кожи и т.п. Оценка Г. является важным критерием в диагностике заболеваний, свидетельствует о состоянии человека — помогает судить о возможном предрасположении к той или иной болезни. Среди возможных видов Г. можно говорить об апоплектическом — низкорослые пикники с багрово-красным цветом кожи лица (предрасположенность к сосудистой патологии, нарушениям мозгового кровообращения), астеническом — сочетание астенического телосложения, физической слабости, бледной кожи (предрасположенность к инфекционным и нервно-психическим заболеваниям) и т.п.
Гайе—Вернике алкогольная энцефалопатия [Gayet Ch.J.A., 1875; Wernicke С., 1881]. Вариант алкогольной энцефалопатии. Начало острое, после делириозного синдрома (профессионального или мусситирующего). Вначале характерны периоды сонливости или возбуждения. Отрывочные бредовые и галлюцинаторные переживания. Явления амнестической дезориентировки. Быстро нарастают физическая слабость, анорексия, адинамия. Уже вначале — гиперкинезы, эпилептиформные припадки. На фоне сонливости — эпизоды возбуждения с делириозного типа галлюцинациями. Неврологически — нейровегетативные нарушения, расстройства зрительно-моторной координации, гиперкинезы, непостоянная мышечная гипертония, непроизвольные движения конечностей, патологические рефлексы, мозжечковые расстройства. Характерна триада симптомов: нарушение сознания (оглушение), атаксия и офтальмоплегия. Нередко смертельный исход. Часто наблюдается формирование органического психосиндрома, в том числе и болезни Корсакова. Морфологически — точечные кровоизлияния и разрастания клеток сосудистых стенок в области мезэнцефалона, III и IV желудочков, в глубоких слоях мозга.
Син.: геморрагический полиоэнцефалит, энцефалопатия Вернике, болезнь Вернике, синдром Вернике.
Гаккебуша—Гейера—Геймановича болезнь [Гаккебуш В.М., Гейер Т.А., Гейманович А.И., 1912, 1916]. Один из клинических вариантов сочетания атеросклеротической и сенильно-атрофической патологии. Вначале отмечаются старческие изменения личности, на фоне которых выявляются очаговые афатико-агностико-апрактические расстройства сосудистого генеза, чаще всего локализующиеся в теменно-височной области доминантного полушария. Течение прогредиентное, с ухудшениями, обусловленными инсультами. Картина заболевания нередко характеризуется как псевдоальцгеймеровский синдром.
Галеантропия (греч. gale — кошка, anthropos — человек). Разновидность бреда метаморфозы, при котором больной убежден, что он превратился в кошку. В отличие от видов бреда метаморфозы, для которых характерны высказывания больных о превращении их в неодушевленные предметы, Г. является вариантом зооантропии — бреда превращения в животное.
Ср.: кинантропия, ликантропия.
Галеропия (греч. galeros — светлый, освещенный, opsis — зрение) Искажение зрительного восприятия, усиление интенсивности освещенности воспринимаемых предметов. Один из симптомов отравления угарным газом.
Галлервордена—Шпаца болезнь [Hallerworden J., Spatz Н., 1922]. Заболевание начинается в детском или юношеском возрасте (1-2-е десятилетие жизни). Характерны прогрессирующие нарушения походки, нарастание мышечной ригидности экстрапирамидного типа, пирамидной симптоматики. Постепенное развитие деменции, расстройств речи. Дисфагии. Нарушения дыхания. Непроизвольные движения типа атетоза или хореоформные. Эпилептиформные припадки. Длительность — 8-15 лет. Смерть в состоянии полного маразма, обычно в возрасте до 30 лет.
Заболевание носит семейно-наследственный характер аутосомно-рецессивный тип). Морфологически — перерождение бледного шара и сетчатого образования черного вещества. В патогенезе важную роль играют нарушения обмена железа и липидов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь