Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 38014

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различные эго-состояния:
Р – Эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или значимых взрослых.
В – Эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и сейчас».
Д – Эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.
Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.
Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 2.2.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Э. Берн дал следующие определения этим шести видам структурироваия времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все они способствуют удовлетворению структурного голода человека.

Рис. 2.2 Схемы транзакций
Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.
Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве, до того, как научились говорить, а после лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.
Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я – ОК» или «я – не ОК»; «ты – ОК» или «ты – не ОК».
Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:
• я - OK, ты - OK;
• я – не OK, ты – OK;
• я – OK, ты – не ОК;
• я – не ОК, ты – не ОК.
Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария.
Сценарий «Пока не»: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу».
Сценарий «После»: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».
Сценарий «Никогда»: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».
Сценарий «Всегда»: «Почему это всегда случается со мной?»
Сценарий «Почти»: «В этот раз я почти достиг своего».
К. Таиби (Taibi, Hedges, 1974) выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, такие люди не замечают, что они на вершине. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.
Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна.
Было обнаружено существование четко определенных наборов поведения, которые проявляются людьми перед тем, как войти в какое-либо сценарное поведение. Был составлен список из пяти таких непрерывных способов поведения, которые они назвали драйверами.
Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Наблюдая за паттернами драйверов какого-нибудь человека, можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс.
Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса человека. Соответствия между драйверами и типами сценарного процесса приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. ДРАЙВЕРЫ И ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ
Главный драйвер Сценарный процесс
Будь лучшим Пока не
Радуй других После
Будь сильным Никогда
Пытайся Всегда
Радуй других + Пытайся Почти – тип 1
Радуй других + Будь лучшим Почти – тип 2
Радуй других + Будь сильным С открытым концом
Игнорирование в транзактном анализе – это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.
Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и ваше восприятие мира будет отличаться от любого другого. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцепту-альный, концептуальный, эмоциональный и двигательный способ определения себя, других людей и окружающего мира.
Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр реальности».
Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.
Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.
Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.
• Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру. При этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.
• Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.
• Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.
• Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.
• Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.
Описание приведенных ниже техник предполагает достаточно глубокое знакомство с положениями тран-зактного анализа. Для этого можно порекомендовать следующие работы (Берн, 1998; Гулдинг, Гулдинг, 1997; Стюарт, Джойнс, 1996; Steiner, 1990; 1996; Schiff, Schiff, 1971; Karpman, 1968). -
Упражнения в приводимых ниже тренингах взяты из книг «Современный транзактный анализ» (Стюарт, Джойнс, 1996) и «Рожденные выигрывать» (Джеймс, Джонгвард, 1993).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Игра «Разотождествление».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Как опрашивать (интервьюировать) взрослого? Схема интервью с взрослыми в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Возможность попытаться переосмыслить свои жизненные позиции и мировоззренческие установки
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • ТРЕНИНГ: «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию».
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Притча «Мысль и чувства»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Приворот на парня на расстоянии
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Баринова Валентина Михайловна. Конспект занятия с элементами тренинга жизнь со знаком «+»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Развитие внимания и позитивного мышления
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Занятие по профориентации для старшеклассников «Планирование»
  • Развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение, формирование чувства уверенности в себе
  • Приворот с замком
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • К чему снится авария
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Проективные методики: «Ваша дорога жизни»
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Проективная методика, ассоциативный тест "Куб в пустыне".
  • Проективная методика, ассоциативный тест "Куб в пустыне".
  • Как избавиться от любовного приворота?
  • Гадание по дате рождения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь