|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67235
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вопросы и задания
1. Есть ли однозначная связь между способностями педагога и характером реализуемых функций? 2. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы во многих профессиях и видах деятельности (общие способности), другие - только для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже дан перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие - относительно специальными. а) творческое отношение к труду; б) высокий уровень умственных способностей; в) способность понимать внутреннее состояние другого человека; в) организаторские способности; г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами; д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика; е) способность заражать других своим отношением к делу. 3. Наблюдая за педагогами в разных видах профессиональной деятельности, определите, какие необходимые педагогические способности развиты, а какие - нет? 4. Предложите учителю методом самоанализа оценить у самого себя степень развитости педагогических способностей. 5. Проведите совместно с учителем самоанализ, составьте рекомендации и разработайте план и программу развития у него основных педагогических способностей. План семинара «Психология педагогических способностей» 1. Педагогические способности учителя: структуры, функции, закономерности и механизмы функционирования. 2. Взаимосвязь педагогических способностей и образовательного процесса. 3. Педагогические способности в структуре личности учителя. 4. Психологические особенности развития и формирования педагогических способностей. 5. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя. Основная литература 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. 3. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000. 4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.,1989. 5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.,1990. 6. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. 7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. 8. Шадриков В Д. Деятельность и способности. М., 1994. Дополнительная литература 9. Диагностика способностей и личностных свойств учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. 1990. 10. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. 11. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. 12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 13. Способность и интересы / Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М., 1962. Индивидуальные стили педагогической деятельности Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога Профессиональная судьба каждого психолога складывается по-разному. В одних школах психолог работает на перспективу развития учебного заведения: занимается экспертизой инновационных образовательных программ, выясняет, насколько они являются новым и актуальным для практики, как это будет способствовать интеллектуальному и личностному развитию учащихся; разрабатывает рекомендации по совершенствованию стиля деятельности педагога в условиях новой образовательной среды. В других школах психолог реализует стандартный набор своих профессиональных обязанностей: психодиагностику, консультирование, психопрофилактику и т.п. С учетом специфики школы можно отметить, что далеко не каждый психолог - самостоятельный специалист, но в любом случае он должен не учить учителя, а уважать его - это является сверхзадачей в работе психолога. Конкретная задача его состоит в осознании предмета своей деятельности и профессиональном подходе к работе с ним. Предметом деятельности психолога является субъективное в человеке. Психотехнологии - это использование субъективного в человеке. Образовательный процесс - это образование себя как «Я». Общаться, работать с учителем целесообразно таким образом, чтобы у него усиливалось стремление оптимизировать социальную среду ребенка, активизировать образовательные функции социальной среды. Для этого и нужен сплав профессионального и личностного в работе учителя, т.е. индивидуальный стиль педагогической деятельности. Какова же его психологическая природа? Исследованиям стиля положили начало работы А. Адлера, который ввел понятие «стиль жизни», в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ». Стиль жизни представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых индивидом для осуществления цели. Поэтому стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие. Предпосылками выработки индивидуального стиля деятельности являются: 1) наличие зоны неопределенности деятельности, возникающей в результате того, что одна и та же конечная цель может быть осуществлена при помощи различных действий; 2) стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему действий, благодаря которой достигается наибольшая для него успешность деятельности. Индивидуальный стиль деятельности характеризуется индивидуально-своеобразной системой психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с окружающими предметными внешними условиями. В этом определении подчеркивается двоякая обусловленность стиля индивидуальностью и средой [12]. Индивидуальный стиль [13] выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфорта. Выполнение всякой деятельности оставляет свободу, позволяющую проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств, необходимых для их достижения и реализации главной цели. Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности. Зона неопределенности субъективна и находится там, где один учитель видит множество педагогических решений, другой видит только одно. Склонность к большой частоте воздействий, суетливость в работе нередко связана с дезориентировкой в объекте воздействий либо с неумением применить знания психологии отдельных людей к выработке индивидуальной системы воздействий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|