Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268321

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При переходе от яркого света к полной темноте чувствительность глаза может увеличиться в 200 000 раз. За счет чего? При переходе к темноте происходит расширение зрачка (площадь его увеличивается максимум в 17 раз), а следовательно, увеличивается количество света, которое может падать в глаз. Но зрачок может изменить чувствительность только в 17 раз, что не объясняет огромного диапазона адаптации. Подлинная при адаптации заключается в переходе от зрения колбочками (на свету) к зрению палочками (в темноте), которые, как мы с вами уже знаем, неизмеримо чувствительнее к свету, чем колбочки.
Зрительная адаптация к свету происходит быстро — в течении нескольких десятков секунд. Мы «слепнем», переходя из темноты на свет, из-за высокой чувствительности глаза и начинаем различать очертания предметов на свету, как только чувствительность глаза уменьшится.
Взаимодействие ощущений. Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора — усиливать или, наоборот, ослаблять ее.
Психологическими и физиологическими исследованиями установлено, что можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя ее слабыми музыкальными звуками (резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение), обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения), слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями (специальные таблетки) . Слабые зрительные раздражители (мягкое, приятное освещение) слегка улучшают работу слухового анализатора. Известно, что обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит.

§ 5. Развитие ощущений

Возможности тренировки ощущений. Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов упражнением, тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до 40 и даже 60 оттенков черного цвета, тогда как школьники способны различить лишь 2—3 оттенка. Опытный летчик или шофер по звуку мотора точно определяет его дефекты, для нас же мотор звучит всегда одинаково.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается «взаимопомощь» анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора. Выше уже приводились примеры развития слуховых, обонятельных, осязательных ощущений - у слепых.
Очень интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди научаются довольно хорошо ориентироваться вокружающей обстановке. Слепоглухая О. И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Скороходова стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира. Она хорошо знает литературу, сама пишет стихи, уровень ее общей культуры весьма высок.
В г. Загорске, около Москвы, существует единственная в мире школа-интернат для слепоглухонемых детей. Они учатся, занимаются спортом — легкой атлетикой, лыжами. Многие выпускники этой школы работают на специализированных производственных предприятиях. Четверо из них окончили в 1977 г. психологический факультет Московского государственного университета, отлично защитили дипломные работы и ныне работают научными сотрудниками Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно-изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов, когда упражнения, тренировка его ощущений будут вытекать из потребностей его личности, его жизненных запросов. Если школьник любит музыку, хочет стать музыкантом, то он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за желания стать хорошим исполнителем, композитором, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений. Или другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует сложный и чарующий мир красок, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые отношения и т. д.
Что касается зрения, то при нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников и подростков улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся при чтении и письме неправильно сидит, низко склоняется над книгой или тетрадью, если слаба освещенность, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа — это обычно отрицательно сказывается на состоянии органа зрения.
Исследования психологов свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего и среднего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов.
В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13— 14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т. е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса — частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен.

Вопросы для повторения
1. Каково значение ощущений в жизни человека?
2. Какие виды ощущений вы знаете?
3. Расскажите о строении и работе анализаторов.
4. Что такое чувствительность и пороги ощущений?
5. Что такое адаптация?
6. Расскажите о путях развития ощущений у школьников.

Практические задания
1. Вместе со школьным врачом определите зрительную чувствительность (остроту зрения) у учеников класса по специальным различительным таблицам. Изобразите полученные данные в виде диаграммы или графика.
2. Проверьте нормальность цветоощущений, у учащихся этого же класса с помощью специальных таблиц проф. Рабкина, которые можно получить в медкабинете .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Чепикова Виктория Николаевна. «Плакса-вакса»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Притча «С первого взгляда»
  • Аида Кабдешова. Развивающая программа 'Солнышко' для детей 5-6 лет
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Притча «Повторяй!»
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Притча «Правильно и неправильно»
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Притча «Падения в духовной работе»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • К чему снится работа
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Лазаренко Елена. 10 способов привлечь к себе внимание
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Шаманаева Альсия Кадеровна. Воспитание дружбы между детьми младшей группы.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Притча «Значимость поступка»
  • неизвестно Вся дошкольная программа. Внимание. Память.
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь