Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52241

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вартегга рисуночный тест [Wartegg E., 1963]. Проективный метод исследования личности. Больному предлагают 8 квадратов, содержащих знаки-раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе. Интерпретация результатов, по Wartegg, является эклектической, однако апробация этой методики при исследовании больных шизофренией и эпилепсией показывает ее известную диагностическую значимость [Блейхер В.М., Чередниченко А.Т., 1976]. K. Meili [1969] проводит аналогию между В.р.т. и методом Роршаха, так как оба они построены на переработке и интерпретации заданных стимулов в допускающих неоднозначную мотивацию условиях исследования.
Ваccермана реакция [Wasserman A., 1906]. Серологическая реакция для диагностики сифилиса. Основана на свойстве сыворотки крови больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, абсорбирующий комплемент (реакция связывания комплемента). При предположении о нейросифилисе В.р. проводится не только с кровью больного, но и с ликвором. В связи с частой неспецифически положительной В.р. в крови ее дополняют осадочными реакциями Кана и Закса—Витебского (при взаимодействии сыворотки крови больных сифилисом с липидным антигеном происходит образование преципитатов). Оценка результатов до 4 плюсов.
Вателя синдром. Резкая декомпенсация личности в связи с неблагоприятной ситуацией профессионального характера, совершенно неадекватная реальной ситуации. Характерна острота симптоматики — тревога, предчувствие неизбежной смерти, паника, суицидальные мысли и поступки. Преморбидные личностные особенности: незрелость, изоляция от окружающих людей. Последняя может быть как личностно-типологической особенностью, так и проявлением механизмов психологической защиты. Происходит акцентуация, актуализация прежних травмирующих ситуаций или неразрешенных конфликтов. Описан M.P. Livadon, M.M. Quidu, M.J. Rabardel [1963] и рассматривается ими как невроз эмоциональной сенсибилизации.
Ватель — повар принца Конде, известный тем, что предпочел самоубийство в ситуации, которая угрожала его профессиональной чести, опасаясь, что к столу не поспеет свежая морская рыба.
Введенского теория парабиоза [Введенский Н.Е., 1901]. Выделение в функционировании нервной ткани под влиянием внешних агентов стадии пониженной лабильности, характеризующей переход возбуждения в торможение. Парабиоз — обратимое изменение нервных клеток, переходящее при углублении и усилении действия вызвавшего его агента в необратимое нарушение жизнедеятельности — смерть. Для перехода возбуждения в состояние стойкого парабиотического торможения (пессимум) важна не столько абсолютная сила раздражителя, сколько относительная, превышающая предел устойчивости данной нервной системы в данное время. Важное значение придается единству процессов возбуждения и торможения, возникновение которых зависит от уровня лабильности нервного субстрата. Парабиоз рассматривается как запредельное торможение, результат трансформации процесса возбуждения. Парабиозу присуще искажение силовых процессов в жизнедеятельности нервных клеток, проходящее последовательно три фазы: 1) провизорную (уравнительную) , в которой уравниваются эффекты воздействия более сильных и умеренных раздражителей; 2) парадоксальную, в которой сильный раздражитель не дает эффекта; 3) тормозящую, в которой нервная ткань полностью утрачивает способность к проведению возбуждения любой интенсивности.
В.т.п. сыграла важную роль в создании Ухтомского теории доминанты и физиологической Павлова теории высшей нервной деятельности (см.), привлекается для патофизиологического объяснения ряда психопатологических явлений (например, острых психогенных реакций), для понимания сущности гипноза.
Вдавления пальцевые (анат. impressiones digitate). Углубления на внутренней поверхности свода черепа, внешне напоминающие следы от давления пальцев. При некоторых заболеваниях головного мозга (главным образом опухолях) В.п. становятся более углубленными, что замечается при рентгенографии. При гидроцефалии В.п. истончаются.
Вегетативная дистония [Wichmann В., 1934]. Нейровегетативный синдром, проявляющийся признаками функциональных нарушений деятельности внутренних органов — желудка, пищевода, сердца и т.д., головной болью, колебаниями артериального давления, внутренним напряжением, возбужденностью, раздражительностью, внутренним беспокойством, повышенной утомляемостью. Некоторыми исследователями рассматривается как самостоятельный невроз — вегетоневроз.
Син.: нейровегетативная дистония, нейровегетативный синдром Вихмана.
Везанический (лат. vesanius — безумный, неистовый). Определение ярко и всесторонне выраженного психопатологического феномена. См. Везания.
Везания (лат. vesania — безумие, помешательство). См. Кальбаума везания.
Вейтценхоффера — Хилгарда шкала [Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R., 1962]. Служит для определения степени глубины гипнотического состояния. Учитываются такие факторы, как заранее внушенное опускание поднятой до определенного уровня руки, внушенные галлюцинации, наличие внушенных сновидений, регрессия возраста, аносмия, обездвиженность руки, возможность вызывания негативных галлюцинаций (больной не видит в связи с суггестией реальных предметов), постгипнотическая амнезия.
Шкала построена по типу психометрических тестов, исследование длится около 1 ч. Была использована для обнаружения связи между гипнабельностью и другими личностными особенностями индивидуума [Hilgard E.R., 1965].
Син.: стенфордская шкала С.
Веко третье. Вертикальная кожная складка во внутреннем углу глаза больных, страдающих болезнью Дауна.
Син.: эпикант (греч. epi — над, возле или внутри, kanthos — угол глазной щели).
Векслера тест [Wechsler D.]. Один из наиболее распространенных психологических тестов для исследования интеллекта с помощью серии экспериментальных методик-субтестов. Был разработан в двух вариантах в 1949 и 1955 гг. Различаются вербальные и невербальные субтесты. Суммарный показатель выражается интеллектуальным коэффициентом (IQ).
Векслера шкала памяти [Wechsler D., 1945]. Тест для психометрического исследования функции памяти. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Дает возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст — корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале интеллекта Векслера.
Вельвовского психопрофилактика болей при родах [Вельвовский И.З., 1950]. Комплекс психотерапевтических и психогигиенических мероприятий, включающий в себя дородовую подготовку и психогигиеническое ведение в родах. Содержит приемы рациональной психотерапии (разъяснение, убеждение), внушение в бодрствующем состоянии, приемы релаксации, дыхательные упражнения.
Вельдьеши активно-комплексная психотерапия [Volgyesi F.A., 1959]. Метод внедрения психопрофилактики и психотерапии среди широких кругов населения путем создания так называемых «школ больных». В такие школы привлекаются как больные и реконвалесценты, так и лица, предрасположенные к тем или иным заболеваниям. Здесь слушателям сообщают необходимые медицинские сведения на популярно-научном уровне, проводится психотерапевтическая работа.
Венерофобия (лат. Venus (Veneris) — в древнем Риме богиня любви, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заразиться венерической болезнью.
Вентрикулография (лат. ventriculus — желудочек, греч. grapho — писать, изображать). Метод контрастного рентгенографического исследования головного мозга, позволяющий установить топику объемного процесса или локализацию места нарушения ликворного оттока. С этой целью используется введение в желудочковую систему воздуха (пневмовентрикулография, негативная В.) или специального вещества, обладающего значительной способностью поглощения рентгеновского излучения (позитивная В.).
Верагута психогальванический рефлекс [Veraguth O., 1904]. Снижение электрической сопротивляемости кожи или колебания кожного элекропотенциала в состоянии психического возбуждения в связи с изменением секреции потовых желез. Дает возможность объективно регистрировать изменение эмоционального состояния человека.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь