* Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета – стробоскопический эффект. Так, при восприятии фильма, когда в одну секунду сменяется 24 кадра с неподвижным изображением, возникает эффект движения.
Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динамический глазомеры. Статический глазомер – определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности. Динамический глазомер – способность определять соотношение между движущимися объектами. (Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера.)
Рис. 67. Отражение глубины пространства, удаленности объектов. Для оценки удаленности объектов используется информация о величине угла конвергенции и дивергенции зрительных осей.
Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется единице (является нормальной), если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин. (Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см.) Острота зрения зависит от предварительной ознакомленности с объектом, ожидания его в поле зрения, цветовой окраски, контраста между объектом и фоном, продолжительности действия зрительного стимула. Острота зрения снижается с возрастанием угловой скорости объекта.
Рис. 68. Порог глубинного зрения. Порог глубинного зрения – минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. В норме эта разница равна 5о (угловым секундам).
В своем генезисе зрительные восприятия связаны с осязанием и двигательным опытом индивида. Осязание – один из основных источников наших пространственных представлений. (Одно время даже полагали, что рука учит глаз видеть. Впоследствии, однако, это было опровергнуто экспериментальными данными.) Ощупывающие движения рук воспроизводят контур, объем, рельеф и фактуру предмета, как бы снимая с него слепок. Различаются пассивное и активное осязание. Пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке. Активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта. Бймануальное осязание – осязание двумя руками – оптимизирует стратегию восприятия. При этом разделяются функции рук – левая рука (у правшей) выполняет функцию опоры и начала отсчета. Закономерности визуального восприятия должны учитываться в организации предметной среды, в рекламном деле и т. п. (рис. 70).
Рис. 69. Парная работа глаз – один из механизмов, обеспечивающих восприятие направления движения объектов.
Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством: 1) хронометрии – отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов); 2) хронологии – отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события); 3) хроногнозии – субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности). При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается. Преуменьшение времени – всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных малозначимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин. обычно преувеличивается, а время больше 5–10 мин – преуменьшается. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов. Однако временные интервалы в наибольшей степени дифференцируются кинестезическим и слуховым анализаторами. Так, если прерывистость зрительных воздействий различается при интервалах между ними до 1/20 сек, то прерывистость тактильных воздействий различается при интервалах в 1/40 сек, а звуковых воздействий – при интервалах в 1/100 сек. Период времени оценивается более точно при совершении движений и при восприятии слуховых воздействий.
Рис. 70. При организации информационной панели следует учитывать распределение точек фиксации зрения на квадратной панели при восприятии однородного материала. В деятельности, сопряженной с установлением временных интервалов, человек может значительно развить у себя "чувство" времени.
§ 6. Индивидуальные различия в восприятии
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность. Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия. Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности свойственны неполнота и неточность восприятия. Их восприятие чаще дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуациях, связанных с повышенной эмоциональностью. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.