Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52236

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Бредовое озарение [Schneider К., 1939]. Вариант первичного бреда, включающий в себя бредовое представление и осознание; по K. Jaspers, предполагает внезапную, интуитивную актуализацию бредовой мысли.
Бредовое осознание [Jaspers К., 1913]. Вариант первичного бреда. Характеризуется возникновением у больного знаний об имеющих, по его мнению, важное мировое значение событиях, хотя раньше он никогда над этими проблемами не задумывался.
Бредовое представление [Jaspers К., 1913]. Вариант первичного бреда. Характеризуется ретроспективным переосмыслением реальных воспоминаний или внезапными наитиями, «озарениями», которые не вытекают из предшествовавших размышлений и возникают совершенно неожиданно. Характерно своеобразное интуитивное мышление, часто встречающееся у больных шизофренией и связываемое с расщеплением личности [Bleuler M., 1972].
Бредовые вспышки [Magnan V., 1893]. Острые галлюцинаторно-бредовые шизофреноподобные психозы. Характерно их острое возникновение, ясность сознания (отсутствие грубых нарушений сознания), течение по типу эпизодов, наступление спонтанной ремиссии. Бред возникает внезапно («мгновенность озарения»), его фабула полиморфна и нестойка; как правило, наблюдается интенсивный аффект (повышенное настроение или депрессия). Б.в. полиэтиологичны и возникают не только у «дегенерантов». По выходе из психоза больные не обнаруживают признаков психического дефекта. Возможны рецидивы. Б.в. — сборное понятие, включающее в себя: 1) острые фантастические психозы [Dupre E., 1925], для которых характерны фантастические бредовые идеи величия и, реже, самообвинения с характером громадности; 2) острые интерпретативные психозы [Serieus P., Capgras J.M.J., 1909], протекающие по типу острых параноидов со страхом и тревогой; 3) острые галлюцинаторные вспышки с преобладанием вербальных галлюцинаций, псевдогаллюцинаций и идей воздействия, описанные Еу Н. [1954]; 4) истинно полиморфные формы [Еу Н., 1954], отличающиеся отсутствием систематизации бредовых идей. В отечественной психиатрии рассматриваются как острые приступообразные эндогенные психозы [Пападопулос Т.Ф., 1975].
Бредовые предвосхищения [Сумбаев И.С., 1948, 1958]. Формы бреда, которым присуща направленность болезненных переживаний в будущее. Автор связывал это с сохранностью известной психической активности, однако известны бредовые, парафренные синдромы, которым одновременно присуща направленность и в прошлое, и в настоящее, и в будущее (см. Бред конфабуляторный — Бред ретроспективный предвосхищения будущего).
Бредоподобные фантазии [Siefert S., 1907, Birnbaum К., 1908]. Одна из форм истерических реакций, близких к мифомании Дюпре. Вымыслы больных настолько нелепы и неправдоподобны, что приобретают сходство с бредовыми утверждениями. Развиваются на фоне истерически суженного сознания. Нестойкие идеи величия, богатства, значимости, носящие фантастически-гиперболический характер. Содержание Б.ф. меняется в зависимости от ситуации.
Син.: фантастически-дегенеративные формы.
Брейера метод гипнокатарсиса [Breuer J., 1893]. Психотерапевтический метод, при котором больного, находящегося в гипнотическом состоянии, просят вспомнить травмирующее обстоятельство, сыгравшее патогенную роль в возникновении его заболевания. Механизм психотерапевтического воздействия рассматривается как катартический, результатом осознания психотравмы является освобождение от патогенного ее воздействия, процесс «очищения». По Breuer, патогенными являются только амнезируемые неблагоприятные факторы, конфликтные переживания, актуализация же их в памяти и сознании приводит к излечению от невроза, Б.м.г. явился одним из путей, приведших к развитию психоанализа. Случай Анны О., которую Breuer и Freud лечили методом гипнокатарсиса по поводу истерических кашля, параличей и расстройств речи, был описан S. Freud в его первых работах. Однако вместо исцеления у этой больной наблюдалось возникновение новой симптоматики — мнимой беременности, что послужило основанием для выделения фактора перенесения, который Freud рассматривал как проявление отношения больной к психотерапевту.
Метод гипнокатарсиса используется в отечественной психотерапии, будучи освобожденным от психоаналитического пансексуализма [Асатиани М.М., 1926; Консторум С.И., 1959; Иванов Н.В., 1973]. Вопросы теории гипнокатарсиса рассматриваются в тесной связи с материалистическим пониманием проблемы бессознательного [Рожнов В.Е., 1979].
См. Асатиани метод репродуктивных переживаний.
Брем-Грезер тест семьи зверей [Brem-Graser L., 1959]. Проективный тест для изучения отношения ребенка к ситуации в семье. Применяется для исследования детей в возрасте от 4-5 лет и старше. Ребенок должен на рисунке представить свою семью в облике семьи различных зверей. Интерпретация результатов с помощью специального каталога свойств зверей. Пригоден для индивидуальных и групповых исследований. Используется для психодиагностики личности и неврозодиагностики.
Брике синдром [Briquet P., 1859]. Одно из первых систематических описаний истерии, протекающей с полиморфной симптоматикой. В современной литературе употребляется для обозначения: 1) случаев истерии, в клинической картине которых отмечаются охрипший голос, учащение дыхания, судорожные движения диафрагмы [Peters U.H., 1977]; 2) полисимптомных форм истерии, характеризующихся частым обращением больных к врачам любого профиля, настойчивыми требованиями ими медикаментозного и хирургического лечения, неопределенными или весьма драматическими медицинскими историями, преподносимыми пациентами, обилием предъявляемых ими жалоб и демонстрируемых симптомов, каждого из которых было бы достаточно, чтобы больной умер, стремлением получить медицинское разъяснение этих симптомов [Campbell R.J., 1981]. Во втором варианте Б.с. близок к Мюнхаузена синдрому.
Бриссо—Мари симптом [Brissaud E., Marie P.]. Односторонний тик мышц языка и губ. Вначале был описан как симптом истерии, однако впоследствии была показана возможность его органического происхождения (в структуре Жиля де ла Туретта синдрома).
Бродского жидкость [Бродский Ф.И., 1954]. Лекарственная смесь, употребляемая при лечении эпилепсии. Содержит кальция хлорид, меркузал, фенобарбитал, натрия тетраборат, метилкофеин. Принимается per os.
Бройтигама синдром [Brautigam W.]. Регресс личности у наркоманов, проявляющийся в поражении так называемого ядра личности (утрата чувства долга, ответственности, совестливости). Больные бестактны, ненадежны, лживы. Страдают высшие интересы. Меняется поведение, появляется склонность к неадекватным разрядам аффекта. Снижается трудоспособность. Наблюдается склонность к незначительным обидам, огорчениям.
Брока центр [Broca Р., 1861]. Двигательный центр речи. Расположен в задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария. При поражении Б.ц. отмечается симптомокомплекс афазии моторной.
Бромгидрофобия (греч. bromos — дурной запах, hydor — вода, влага, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах тела, потливость больного. Может входить в структуру дисморфофобии.
Бронтофобия (греч. bronte — гром, phobos — страх). Навязчивый страх — боязнь грома.
Брунса симптом [Bruns L., 1902]. Приступы интенсивной головной боли и рвоты, появление головокружения и нарушение чувства равновесия при резком изменении положения головы, особенно при наклоне ее вперед. При этом отмечаются нарушения пульса, дыхания, помраченное сознание. Преходящие амавроз, скотома. Б.с. является следствием периодически возникающих затруднений оттока ликвора из желудочков головного мозга и наблюдается при опухолях и цистицеркозе IV желудочка, при опухолях мозжечка, при образовании спаек оболочек в задней черепной ямке.
Букка тест рисунка дома — дерева [Buck J.N., 1948]. Одна из проективных психологических методик для исследования личности. Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека (неструктурированный период теста), затем обследующий обсуждает с ним особенности рисунка (более структурированный, словесный, период). Считается, что мотивы теста стимулируют у испытуемых свободные словесные ассоциации, в которых отражаются их специфические личностные черты. Интерпретация психоаналитическая.
Булатова — Буля методика психотерапии [Булатов П.К., Буль П.И., 1956]. Сочетанное применение электросна и гипноза. Вначале с помощью аппарата для электросна создается глубокое сонное торможение, на фоне которого производится гипнотическое внушение. Последовательность электросна и гипноза иная, чем в Виша — Ларионова методике. Предложена для лечения некоторых внутренних заболеваний (язвенная и гипертоническая болезни, бронхиальная астма, системные неврозы).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь