Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52237

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Б. сенситивный отношения [Kretschmer Е., 1918] — бредообразование, в основе которого лежит повышенная личностная чувствительность больного, его акцентуированная аффективность и известная конституциональная предрасположенность. Таким образом, Б. отношения выводится как бы из характера преморбидной личности и из аффективного состояния больного. Понятие Б.с.о. привлекалось для объяснения бредообразования при паранойе в соответствии с концепцией ее психогенеза. При этом в плане многомерной диагностики учитываются такие факторы, как конституция (сенситивный характер), переживание и специфический внешний раздражитель. По современным представлениям, речь идет о параноическом развитии.
Б. систематизированный — характеризуется наличием определенной бредовой системы. Отдельные бредовые построения взаимосвязаны. Нарушено преимущественно абстрактное познание окружающего мира, искажено восприятие внутренних связей между различными явлениями, событиями. Противопоставляется Б. отрывочному. Типичные примеры — Б. паранойяльный, параноический, некоторые формы Б. парафренного.
Б. сутяжничества — характеризуется упорной борьбой по отстаиванию своих якобы попранных прав. При этом больные обращаются с жалобами во всевозможные инстанции, собирают огромные количества представляющихся им важных документов. Нередко наблюдается при параноическом развитии; прослеживается динамика от реально обусловленных конфликтных переживаний через стадию сверхценных идей к Б.с., не снижающему своей интенсивности даже при уходе со сцены участников первоначального конфликта — само сутяжничество становится самоцелью.
Син.: Б. кверулянтов (лат. querulus — постоянно жалующийся), сутяжное помешательство.
Б. тугоухих — возникает у лиц со значительным снижением слуха в связи с болезненной интерпретацией дефектно воспринимаемой или вовсе недоступной больному речи окружающих. Чаще всего — идея отношения, преследования.
Син.: Б. преследования тугоухих.
Б. физического недостатка, неприятного для окружающих [Николаев Ю.С., 1949] — разновидность дисморфофобий бредового характера (дисморфоманий). Больные высказывают бредовые идеи о недержании ими газов.
Б. чувственный — несистематизированный, отрывочный Б. Более нелеп, чем систематизированный, менее аффективно насыщен. Чаще всего проявляется в болезненном восприятии тех или иных факторов окружающей действительности. В его основе — нарушение чувственного познания, непосредственного отражения предметов и явлений окружающего мира. Характерны внезапность возникновения фабулы, ее наглядность и конкретность. По О.П. Вертоградовой [1976], Б.ч. — это Б. восприятия, тогда как Б. образный — это Б. представлений.
Б. эротического презрения [Kehrer F., 1922] — особая форма эротического бреда, возникающего чаще всего у одиноких, неустроенных женщин. Больные утверждают, что все окружающие (весь город, вся страна) считают их женщинами легкого поведения. Вначале может возникнуть реактивно, в связи с действительно имевшим место в жизни больной эпизодом, который она рассматривает как сексуально-этическую неудачу. Впоследствии все это бредовым образом интерпретируется. Бредообразование носит характер психогенного по механизмам выделенного Kretschmer сенситивного бреда отношения.
Б. эротического преследования [Krafft-Ebing R., 1890] — вариант Б. эротического, при котором больные считают себя жертвами сексуальных притязаний и оскорблений со стороны окружающих. Чаще всего наблюдается у женщин, которые утверждают, что их преследуют мужчины, которым потакают, способствуют и некоторые женщины. При этом часты слуховые галлюцинации оскорбительного содержания и неприятные ощущения в области половых органов. Возможны попытки самоубийства больных, оговоры ими окружающих, обвинение в изнасиловании. Нередко больные устраивают своим мнимым преследователям скандалы в публичных местах или проявляют к ним агрессию. Наблюдается при шизофрении, в клинике парафренных состояний.
Б. эсхатологический (греч. eschaton — предел, конец, logos — учение). См. Б. апокалиптический.
Бред шизофренический, стадии по Конраду [Conrad K., 1958] — характеризуют динамику бредообразования при острой шизофрении. Начальная стадия — трема — соответствует картине бредового настроения; ее основные признаки — тревожность, растерянность. Вслед за ней наступает стадия апофении, то есть собственно бредовая. Апофения соответствует понятиям «бредовое представление» и «бредовое восприятие». Происходит измененное осознание окружающего. Для апофении характерна эгоцентрическая, солиптическая позиция больного. Измененное ненормальное переживание окружающего (анастрофа) проявляется в том, что все происходящее вокруг ставится больным в связь с его личностью (ср.: феномен присвоения). Апофения сменяется либо апокалиптической стадией, либо «консолидацией», либо «резидуальным дефектом». Апокалиптическая стадия проявляется распадом цельного восприятия больным окружающего, все вокруг воспринимается им в соответствии с каким-то особым смыслом, значением окружающих предметов. Апокалиптика соответствует переживаниям больного при острой кататонии.
Бредовые синдромы типа апофении, по K. Conrad [1959], наблюдаются и при симптоматических психозах, в рамках которых они осложняются иллюзиями и галлюцинациями и перерастают в синдромы помраченного сознания.
Бреда инкапсуляция (лат. in — в, capsula — ящичек, ларчик). Прекращение развития бреда, утрата им влияния на осмысление окружающего и поведение больного. Дезактуализация бреда при оставшихся сохранными прежних болезненных идеях.
Бреда кристаллизация [Балинский И.М., 1859]. Период в развитии первичного бреда, непосредственно следующий за периодом предвестников — «первичного бредового настроения». На смену крайне тягостным для больного подозрениям и ожиданиям, недоверчивости, подозрительности, когда все окружающее приобретает какой-то особый смысл, приходит бредовое осознание. Реальные события активно переосмысливаются в плане бредовых переживаний, расширяется круг бредово интерпретируемых событий, явлений и устанавливаются понятные только больному связи между ними. Возникает бредовая система, в которой можно выделить ее ось. Сменяется периодом регресса бреда, характеризующимся распадом бредовой системы.
Бреда прообразы [Башина В.М., 1980]. Психопатологические состояния, обнаруживаемые при ранней детской шизофрении, в возрасте 5-7 лет, и характеризующиеся аффектом тревоги, беспокойства, страха, негативизмом, на высоте которых возникает недоброжелательное отношение к родным или отрицательное — к пище. Антипатия к родным или вовсе не объяснима, или мотивы отношения ребенка носят совершенно неадекватный, противоречивый характер. Стойкое, некорригируемое отрицательное отношение к пище сопровождается тревогой, необъяснимым страхом. Эти симптомы являются своеобразными ощущениями, не достигающими в своем развитии уровня стойкого патологического суждения, но приобретающим ряд свойств последнего: они беспричинны, не поддаются коррекции, определяют поведение больного.
Бредовая защита. Защитное поведение больного, обусловленное его бредовыми переживаниями. Включает действия больного, направленные против предполагаемых врагов, собирание доказательств своей правоты (например, больной с бредом интерметаморфозы, утверждающий, что под видом его жены к нему в дом засылалось свыше 10 женщин, принимавших ее облик, собирает фотографии жены в разные периоды жизни, чтобы все же найти отличия), попытки расправы с врагами, бредовую миграцию.
Бредовая миграция. Перемена больным под влиянием бредовых переживаний места жительства (квартиры, города, страны), смена привычных маршрутов, якобы контролируемых преследователями. Наблюдается при бреде преследования, отравления, ущерба.
Бредовое восприятие [Jaspers К., 1913]. Вариант первичного бреда — бредовое истолкование адекватно воспринимаемых вещей. Предмет или явление воспринимаются правильно, но им придается неадекватное, бредовое значение. Новое восприятие значения вещей недоступно критическому переосмыслению. Диапазон Б.в. — от неясной, еще непонятной больному значимости вещей (необычный взгляд встреченного человека, особенности его одежды и т.п.) до бредовых идей значения, отношения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь