Валерий Зеленский 'Аналитическая психология. Очерк основных положений'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 12585



Структура психического

Согласно Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим психическое подразделяется на сознательный и бессознательный аспекты. Эти аспекты, или составляющие психики, не только восполняют друг друга, но и находятся друг с другом в компенсаторных отношениях. Компенсация - основное правило психической деятельности, а сознание лишь малая часть психики как целого. Последнее характеризуется дискретностью, узостью, степенью ясности. Примерно треть жизни мы проводим в сонном состоянии с выключенным сознанием. Вне сознания протекает и все раннее детство человека. Как замечает Юнг: "Сознание способно нести весьма малое информационное содержание одномоментно. Все прочее в данный миг не осознается, и мы получаем ощущение непрерывности или общего понимания, осведомленности об осознаваемом мире только через последовательность сознательны моментов".[8]
Сознание

В одной из своих лекций Юнг говорил: "Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще".

Юнг определял сознание как, собственно, функцию, или активность, которая поддерживает связь психических содержаний с эго; этим путем он концептуально отличал его от психического, относимого как к сознанию, так и к бессознательному. В юнговской модели эго не идентично сознанию, оно всего лишь центральный комплекс сознательного разума. Юнг также считал, что сознание не существует без различения противоположностей. Изначальные или первичные противоположности - это сознание и бессознательное, но, фактически, становление сознания включает в себя различение на всем спектре противоположностей, в котором мужское и женское, добро и зло лишь малая толика.

Юнг описал два отчетливых способа, которыми строится сознание, или два пути, на которых строится сознание. Один представляет момент высокого эмоционального напряжения, связанный с ситуацией во внешнем мире. Юнг сравнивал его со сценой в "Парцифале" Вагнера, в которой герой в момент самого величайшего искушения вдруг осознает значение раны Рыбьего короля. Другой осуществляется в состоянии созерцания, когда идеи проходят перед разумом подобно образам сновидения. Между двумя очевидно несвязанными и отдаленными друг от друга идеями вдруг происходит вспышка ассоциации. В обоих случаях наблюдается разрядка энергии напряжения, внутренней или внешней, осуществляющей осознание. Обычно мы переживаем такие вещи как внутреннее прозрение, инсайт или откровение. В юнговской модели психического сознание оказывается высшей структурой, надстройкой, возвышающейся над или основывающейся на бессознательном, или же восходящей над ним, произрастающей из него. Вот как Юнг это описывает:

"Сознание не творит самое себя - оно бьет ключом из неведомых глубин. В детстве оно медленно и постепенно просыпается и на протяжении всей жизни каждое утро восстает из недр сна из несознательного состояния. Оно подобно младенцу, ежедневно рождающемуся из материнского лона бессознательного. Тщательное исследование процессов сознания позволяет утверждать, что оно не только находится под влиянием бессознательного, но и беспрестанно всплывает из него в форме бесчисленных спонтанных идей и внезапных вспышек мысли."[9]

Сознание в значительной степени продукт восприятия внешнего мира и ориентации в нем. Юнг отмечает, что не случайно французские и английские психологи XVII-XVIII столетий пытались вывести сознание из ощущений, говоря, что "нет ничего в разуме, что до того не присутствовало бы в чувстве". Разъясняя свое понимание места и роли сознания в психике, Юнг отмежевывается от Фрейда, который "выводит бессознательное из сознания". "Я ставлю вопрос обратным образом,- говорит он,- возникающая в сознании вещь вначале не осознается, и осознание ее вытекает из неосознанного состояния так что сознание, скорее всего, продукт бессознательного".[10]

Юнг полагал, что сознание зависит от рабочего отношения между сильным и гибким эго и Самостью, регулирующим центром психического. Это отношение или эта связь является неотъемлемой частью того, что Юнг называл индивидуацией (см. ниже). Стать сознательным подразумевает пробуждение к пониманию того, почему мы делаем то, что мы делаем, осознание того множества путей и способов, которыми бессознательное влияет на различные аспекты нас самих. Юнг оставил нам основную составляющую знания, его основу, корпус, ствол, тело, а также множество инструментов и приспособлений, полезных для уменьшения бреши, зазора между эго и бессознательным. На практических примеpax он достаточно ясно продемонстрировал, как наша личностная психология влияет на взаимодействия с другими людьми.
Эго

Центром сознания (или его субъектом) и, кстати, отправной точкой всей эмпирической психологии является эго. Эго выступает как знак личности, местопребывание индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются и в этом смысле должны быть связаны с эго. Бессознательное включает все психические элементы, выходящие за пределы сознательного представления, и поэтому с эго не связано. Таким образом, еще раз подчеркнем, что психику нельзя приравнивать к сознанию, она неизмеримо больше, чем сознание. Нами движут не только внешние стимулы - раздражители, но и внутренние импульсы. Именно последние неподвластны сознанию, не подлежат его контролю.

Что же такое эго, к которому стекается весь поток осознаваемых психических содержаний? Это комплекс данных, конституированный прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего местопребывания в мире - иначе, существования - и данными памяти; у человека также есть определенные идеи относительно своего прошлого и будущего бытия. Поэтому эго есть комплекс психических данных. В свою очередь, понятие комплекс в аналитической психологии имеет свой специфический смысл. По определению Юнга, он является "агломерацией ассоциаций - чем-то вроде слепка более или менее сложной психологической природы - иногда травматического, иногда просто болезненного аффектированного характера" (АП, с.46).
Комплекс

Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью отдельно от его намерений. Иначе комплекс можно определить как эмоционально загруженный психический фрагмент или элемент, представленный в виде некоей последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Изучение этого ядра обнаруживает присутствие архетипического образа. Комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление в противоположность пониманию Фрейда, который считал коплексные проявления патологическими.

Процессы, протекающие в сознании и бессознательной сфере, следуют различным принципам. Принципом сознания являются отражение, рефлексия; бессознательное следует принципу автономности. Бессознательное рефлектирует не внешний мир а само себя. Это происходит потому, что в каждом индивиде живет настоятельное стремление к внутреннему единству, при котором различные комплексы, противоположности, все составляющие его личности уравновешивали бы друг друга, а сознание находилось бы в обоюдной связи с бессознательным. Для Юнга личность выглядела как результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное. "Если бессознательное вместе с сознанием может восприниматься как взаимоопределяющий фактор, если мы сможем жить так, чтобы максимально учитывать потребности сознательного и бессознательного, тогда сместится центр тяжести всей нашей личности. Он перестанет пребывать в эго, которое вряд ли является единственным центром психики, и окажется в гипотетической точке между сознательным и бессознательным. Этот новый центр можно было бы назвать "самостью" (CW13, par. 67).
Самость и индивидуация

Самость, по Юнгу, выражает психическую целостность человека и оказывается субъектом всей психики. Между внутренним и внешним миром человека пребывает эго-комплекс, задача которого - приспособление к обоим этим мирам. Экстравертной ориентацией эго связывает себя с внешней реальностью. Интроверт сией эго постигает внутреннюю субъективную реальность и адаптируется к ней.

Уделяя внимание голосу, идущему изнутри, человек обртает новое единство сознания и бессознательного, которое Юнг назвал "индивидуацией". Путь индивидуации - это непременно духовное путешествие; "только тот, кто сознательно внемлет с внутреннего голоса, становится личностью" (CW17, par. 308, ру ский пер: КДД, с. 200).

Исчерпывающим выражением пути индивидуации является уже упомянутая самость. Это центральное понятие юнговской психологии, архетип единства и целостности. Выражаясь иначе, самость есть "образ и принцип Бога в человеке".[11]

Индивид в своих поисках самореализации и единства становится средством "Божественного промысла" (CW10, par. 588). Выполняя свое высшее предназначение, он не только познает смысл жизни, но и исполняет Божью волю.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Самость; Self; Selbst
  • Эго; Ego; Ich
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Вторая топика Фрейда
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Интеграция; Integration
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Целостность; Wholeness; Ganzheit
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Инфляция; Inflation
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Анимус; Animus; Animus
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
  • Исаев Александр. Физическая психология.
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Воспоминание; memory
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Логика бессознательного. Первая топика Фрейда. Трудности на пути осознания бессознательного. Дело Филиппа Хальсманна. Платоновскуя концепция об «анамнесисе». Филогенетические схемы.
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Образ; Image; Bild
  • Сознание (в психологическом смысле); the attribute (или the fact) of being conscious
  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Логос; Logos
  • Прист С. Теории сознания.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь