Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52238

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Б. параноидный — объединяет различные формы Б. с идеями неблагоприятного, отрицательного воздействия на больного извне (Б. отношения, воздействия, преследования, отравления, ущерба, обкрадывания и т.п.).
Б. параноический — систематизированный Б., в построении которого основную роль играют интерпретация реальных фактов, особенности паралогического мышления. Всегда кажется обоснованным, менее нелеп и не так резко противоречит действительности, как отрывочный. Б.п. может быть различным по тематике, содержанию, фабуле. Параноическое симптомообразование характерно для параноических развитии, наблюдающихся преимущественно в рамках психопатий [Ганнушкин П.Б., 1914, 1933].
Б. паранойяльный — систематизированный Б., феноменологически близкий параноическому, однако характерный для эндогенных заболеваний и поэтому обнаруживающий иную динамику, что является основным критерием разграничения этих форм Б. E. Kraepelin [1912, 1915], впервые выделивший паранойю, различал два возможных механизма паранойяльного бредообразования: либо в связи с конституциональной предрасположенностью, либо на определенном этапе эндогенного процесса. При шизофрении наблюдается или в начальной стадии бредообразования, сменяясь последовательно параноидным и парафренным, или, оказываясь достаточно стабильным, в рамках атипично протекающего паранойяльного варианта параноидной формы.
Б. парафренный — характеризуется наличием ретроспективных интерпретаций, конфабуляций, ложных узнаваний, пышных бредовых идей величия, бредового фантазирования. См. Парафрения.
Б. первичный — см. Б. примордиальный.
Б. персекуторный (лат. реrsесиtio — преследование) — группа форм Б., протекающих с чувством страха, недоверия и подозрительности по отношению к окружающим. Нередко «преследуемый» становится преследователем. К Б.п. относят Б. преследования (в собственном, более узком, смысле), отношения, значения, воздействия, отравления, ущерба.
Б. поражения паразитами [Wieser S., Keiser H., 1966] — характеризуется жалобами больных на мнимое поражение паразитами различных частей тела, кожи, жилища, одежды. Жалобы основаны на испытываемых ими мучительных ощущениях. Наиболее часто встречается в возрасте 50-60 лет, особенно у женщин. Наблюдается при инволюционной парафрении и меланхолии, атрофических процессах, депрессивных состояниях различной этиологии, параноических развитиях. Часто при этом отмечаются нарушения кожной иннервации и заболевания кожи.
Ср.: Берса—Конрада синдром, пресенильный дерматозойный бред Экбома.
Б. превращения — см. Б. метаморфозы.
Б. преследования — характеризуется тенденцией больного видеть направленное против него преследование со стороны других людей. При этом часты аффекты тревоги и страха. Нередко сочетается со слуховыми галлюцинациями. Может быть как отрывочным, так и систематизированным. Входит в группу синдромов Б. персекуторного.
Б. примордиальный (лат. primordialis — изначальный, первичный) [Griesinger W., 1867] — изначальный, первичный Б., возникновению которого не предшествуют обязательные, согласно концепции единого психоза, стадии аффективных расстройств, меланхолии и мании. В последующем в психиатрической литературе первичный, истинный Б. рассматривался как невыводимый из других психопатологических расстройств, психологически необъяснимый [Jaspers К., 1913; Schneider К., 1931; Gruhle H.W., 1932].
K. Jaspers различал в первичном Б. бредовое восприятие (бредовое истолкование адекватно воспринимаемых вещей), бредовое представление (ретроспективное переосмысливание реальных воспоминаний, внезапные наития, озарения) и бредовое осознание (возникновение у больного знаний об имеющих якобы важное мировое значение событиях). K. Schneider объединял бредовое представление и бредовое осознание и рассматривал их как бредовое озарение; бредовое восприятие он относил к симптомам первого ранга при шизофрении. Типичным примером примордиального (первичного) Б. является шизофренический Б.
Первичному Б. противопоставляется вторичный (или бредоподобные идеи), выводимый из расстройств сознания, аффективности, галлюцинаций, психологически понятный Б., наблюдающийся при параноическом развитии.
Большинство современных психиатров признают лишь клинико-феноменологическое выделение Б.п., тогда как по патогенезу рассматривают любые формы бредообразования как вторичные, в происхождении которых важную роль играют расстройства перцепции, аффективности, мышления, сознания. Этап предшествующих манифестации первичного по клинической картине Б. психических расстройств просматривается, они протекают латентно, не проявляясь внешне явными расстройствами поведения. Поэтому Б.п. часто производит впечатление неожиданно возникающего, психологически невыводимого, непонятного. В.Б. Иванов [1979] подчеркивает значение неосознаваемых механизмов условнорефлекторной психической деятельности в первичном шизофреническом бредообразовании.
Б. притязания. Характеризуется борьбой больного против допущенной несправедливости, попрания его прав — социальных, научных (на открытие) и т.п. Часто сочетается с идеями реформаторства, кверулянтскими.
Б. разорения — см. Б. обнищания.
Б. ревности — характеризуется идеями супружеской неверности, всегда в связи с причиняемым больному моральным и материальным ущербом. Чаще является систематизированным. Наблюдается в рамках параноического развития, при алкоголизме. При шизофрении Б.р. носит чаще характер параноидного, возникает без видимой причины, не соответствует преморбидным особенностям личности.
Б. резидуальный [Neisser С., 1894] — возникает в связи с перенесенным психотическим состоянием на фоне внешней нормализации поведения. Содержит фрагменты прежних болезненных переживаний. Может наблюдаться после острых галлюцинаторно-параноидных состояний, после делирия (делириозный бред), по выходе из эпилептического сумеречного состояния. При эпилепсии резидуальное бредообразование связано с такими особенностями сумеречных состояний, как их интенсивность, частота, фотографическая повторяемость, литический характер выхода из них [Фрумкин Я.П., 1936]. Материалом резидуального бредообразования при эпилепсии могут быть и окрашенные в отрицательные эмоциональные тока дисфории [Блейхер В.М., Золотницкий Р.И., 1963]. В последнем случае это чаще всего ипохондрический Б.
Б. ретроактивный [Sommer К., 1901] — искаженная интерпретация событий прошлой жизни больного в свете его бредовых переживаний. Иногда, при парафренном характере бреда, важную роль в генезе такого истолкования играют парамнестические расстройства.
Син.: Б. ретроспективный.
Б. реформаторства — вариант Б. величия, характеризующийся идеями коренного переустройства жизни страны, мира — политического, экономического, религиозного. Нередко сочетается с идеями преследования. Как правило, является систематизированным.
Б. самообвинения — один из наиболее типичных вариантов Б. депрессивного. Характерно приписывание больным себе якобы совершенных им в прошлом или совершаемых в настоящее время поступков, наносящих большой вред окружающим, гибельных для них. Нередко является мотивом суицидального поведения. Часто больной жаждет наказания за эти поступки. Сама депрессия больным психологически нередко выводится из идей самообвинения.
Б. самоуничижения — переживание больным идеи собственной ничтожности — физической, психической, моральной. Больной представляется личностью, отрицательной не только с точки зрения окружающих, но и в собственном представлении. Вариант Б. депрессивного.
Б. сверхценный [Birnbaum К., 1915, 1928] — Б., развивающийся из сверхценных идей через стадию сверхценных представлений бредового характера. В дальнейшем может смениться паранойяльным [Смулевич А.Б., 1972].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь