|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67246
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Публичный вызов, сделанный либо отдельным учащимся, либо всем классом Острота переживания происходящего возникает в тех случаях, когда сильно задевается личностное или профессиональное самолюбие, достоинство учителя (например, уход с урока всего класса)
Замечания в адрес учителя, сделанные в присутствии других людей Драматизация характеризуется тем, что учитель поглощен своими переживаниями по поводу полученного незаслуженного (как он считает) упрека, не знает, как исправить положение. Иногда проявляется в стремлении превращать небольшие неурядицы в сложные проблемы В ожидании какого-либо значимого события (например, проведения открытого урока) Напряженность выражается в том, что учитель постоянно сомневается в благополучном проведении урока. Данный параметр педагогической проблемной ситуации у некоторых учителей имеет длительную продолжительность Создание классом или отдельными учениками психотравмирующей ситуации для учителя Несвязность речи, нарушение логики изложения, так как основное внимание при этом направляется на собственное мышление и эмоциональное состояние Учитель значительную часть учебного времени находится в напряжении: «Я ничего не успеваю!». Он разучивается расслабляться Длительность нервно-психического напряжения, снижение стрессоустойчивости Учитель очень эмоционально реагирует на рассогласование в своей деятельности. Негативные переживания накапливаются и «хлещут через край» Повышенный тонус эмоционального напряжения 15. Ниже приводятся описания педагогических ситуаций. Проанализируйте их. Определите содержание каждой ситуации, а также возможный тип педагогической проблемной ситуации. Ситуация 7. Учительница, находясь в ЛТО, вместе с учащимися высаживала помидорную рассаду из парников в грунт. В конце дня оказалось, что они выкопали рассады больше, чем смогут посадить до окончания работы. «Давайте задержимся на полчаса и будем работать быстрее, иначе рассада пропадет», - сказала учительница и, засучив рукава, энергично принялась за работу. Через некоторое время она заметила, что работает одна, а ребята покинули поле. Ситуация 8. Мать одной из десятиклассниц обратилась к классному руководителю за помощью в воспитании дочери. У девушки появились новые подруги из более обеспеченных и образованных семей. Сравнивая бытовые условия, дочь стала предъявлять матери претензии в плохом обеспечении ее модной одеждой, обвинять в неумении жить. Мать обратилась за помощью к классной руководительнице. План семинара «Педагогическое общение» 1. Коммуникативные функции педагогического общения. 2. Имидж учителя и культура общения. 3. Психологический климат коллектива. 4. Психологические трудности общения и их преодоление. План семинара «Конфликты в педагогическом общении» 1. Функции конфликта в педагогическом общении. 2. Стили поведения в педагогическом конфликте. 3. Профилактика деструктивного конфликта. 4. Оптимальное педагогическое общение. Основная литература 1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986. 2. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. 3. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,1987. 4. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979. 5. Кан-Калик В А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987. 6. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль, 1997. 7. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 8. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие. Гродно, 1982. 9. Шадриков ВД. Духовные способности. Изд. 3-е. М., 1998. Дополнительная литература 11. Бодалев АЛ., Ковалев ГА.. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6. 12. Гительмахер Р.Б. и др. Конфликт. Иваново, 1995. 13. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 14. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е. А. Шумилина. М., 1986. 15. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.1991. 16. Литвак М. Психологическое айкидо // Воспитание школьников. 1994. № 4-6. 17. Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. 18. Хасан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Красноярск, 1996. Психология педагогического воздействия Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). Технология эффективного педагогического воздействия несомненно должна базироваться на психологической теории. Актуальность изучения психических закономерностей, лежащих в основе педагогического воздействия, подчеркивалась всегда, поскольку именно на знании этих закономерностей основано психологически грамотное воздействие на психику ребенка. Однако до сих пор проблема психологического воздействия является одной из наименее разработанных в отечественной и мировой психологии. Интерес представляет попытка Г.А. Ковалева [5] наметить подходы к изучению проблемы психологического воздействия и определить само понятие «психологическое воздействие». Г.А. Ковалев предложил рассматривать как единицы научного анализа категории «психологического пространства» и «психологического времени». Психологическое пространство - это то, что представляет собой психическое на уровне единичного, присущего конкретному человеку. У разных авторов даются разные описания психологического пространства: как «образа мира», «квазипространства», «системы отношений», «семантического пространства». Категория психологического времени, отмечает Г.А. Ковалев, находится на самой начальной стадии своей научной разработки. Время как психологическое понятие необходимо для описания особенностей отражения в психике системы динамических параметров и отношений, которые влияют на функционирование различных систем в психической организации человека, а также определяют оценку человеком событий его жизненного пути. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|