Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52230

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Б. дерматозойный [Ekbom K.A., 1938] — один из вариантов бреда одержимости животными с локализацией болезненных переживаний в коже или под кожей. Часто сочетается с хроническим тактильным галлюцинозом Берса—Конрада. Наблюдается главным образом при психозах позднего возраста, в том числе и при поздней шизофрении, инволюционной меланхолии.
Син.: Экбома пресенильный дерматозойный Б., Б. кожных паразитов. См. также Синдром Берса—Конрада.
Б. дисморфоманический — см. Дисморфомания. Разновидностью Б.д. является Б. физического недостатка, неприятного для окружающих [Николаев Ю.С., 1949], при котором больные высказывают бредовые идеи об испускания ими газов, не остающемся незамеченным и вызывающем к ним отрицательное отношение со стороны окружающих, или говорят об исходящем от них неприятном запахе пота и т.п.
Б. изобретательства — содержит идею совершения больным грандиозного по значению изобретения, научного открытия, которое в корне изменит образ жизни всего человечества. Чаще всего это паранойяльный или парафренный бред, в котором и в настоящее время фигурирует изобретение вечного двигателя, создание универсальных законов («закон буквы», «закон числа», «закон затягивания—оттягивания» и т.п.).
Син.: Б. открытия.
Б. индуцированный — по содержанию сходен с Б. проживающего вместе с индуцируемым психически больного, чаще его близкого родственника, обычно пользующегося у него большим авторитетом и, как правило, интеллектуально превосходящего его. Характерно сходство Б.и. с бредовыми переживаниями индуктора по содержанию, фабуле. Часто, при изоляции реципиента от индуктора, Б.и. угасает. Близки к Б.и. Б. конформный и Б. при симбиотических психозах.
Син.: Б. наведенный.
Б. инициальный. См. Бред начальный.
Б. инсценировки — характеризуется переживаниями больного, в которых все происходящее вокруг него представляется специально организованной инсценировкой, преследующей особые, небезразличные для него цели. Иногда это какой-то массовый эксперимент, в котором в качестве подопытного объекта фигурирует больной.
Б. интерметаморфозы (лат. inter — между, греч. metamorphosis — полная перемена, превращение) [Courbon P., Tusques J., 1932; Daumezon G., 1937] — один из вариантов ложных узнаваний. Больные утверждают, что ряд лиц (а не одно, как при Фреголи симптоме) способны принимать физический и моральный, духовный облик других людей.
Син.: Б. метаболический.
Б. интерпретативный (лат. interpretatio — посредничество) — см. Б. первичный.
Б. интуиции — характеризуется внезапным, без видимой связи с каким-либо внешним поводом, возникновением бредовых переживаний, производящих на окружающих впечатление непонятных, психологически невыводимых. Об интуитивной актуализации бредовой мысли писал K. Jaspers [1912], выделяя понятие бредового озарения в рамках Б. первичного.
Син.: интуиция бредовая.
Б. ипохондрический — характеризуется переживаниями наличия у больного тяжелого и неизлечимого заболевания, чаще всего соматического, но известны описания Б.и. с представлениями о тяжелой психической патологии (не смешивать с нередким в дебюте шизофрении страхом «сойти с ума»). Часто это заболевание «необычное», отличающееся от всех известных и поэтому не могущее быть распознанным. Нередко Б.и. сочетается, особенно на начальных этапах болезни, с сенестопатиями. При психогенном ипохондрическом симптомообразовании (особенно при ипохондрическом развитии) можно проследить перерастание вначале психологически понятных и какое-то время доступных коррекции отдельных ипохондрических переживаний, например, типа кардиофобии, через сверхценные идеи в истинный Б.и.
Б. кататимный [Maier H.W., 1913] — вторичный аффективный Б., в котором определенную роль играет содержание чувственно окрашенного, депрессивного комплекса представлений. Типичный пример — сенситивный бред отношения Кречмера.
Б. катестетический (греч. kataisthanomai — ощущать, чувствовать) [Гиляровский В.А., 1949] — форма бредообразования, в основе которой лежат нарушения интерорецепции. Катестетическими могут быть бредовые идеи воздействия, преследования, ипохондрические. Наиболее часто наблюдается при шизофрении и эпидемическом энцефалите.
Б. кверулянтский — см. Б. сутяжничества.
Б. кожных паразитов — см. Б. дерматозойный, Б. поражения паразитами.
Б. конфабуляторный — характеризуется большой ролью конфабуляций, определяющих его содержание. Чаще всего это образные, фантастические переживания в рамках парафренного бредообразования.
Типичные примеры: 1. Ретроспективный Б. предвосхищения будущего [Блейхер В.М., 1983]. Наблюдается при параноидной шизофрении в стадии становления парафренного синдрома. Больные рассказывают о якобы встреченном несколько лет назад человеке, который предсказал все, что сейчас с ним происходит и что еще ждет их в будущем. Близок к ретроактивному Б., однако, в отличие от него, конфабуляторные тенденции направлены не только в прошлое, но и опосредованно, через прошлое, в настоящее и будущее. 2. Б. вечного существования [Блейхер В.М., 1983]. Наиболее характерен для инволюционной парафрении. Типична направленность болезненных переживаний в прошлое, как и при других разновидностях конфабуляторно-фантастического Б. [С.Г. Жислин, 1965].
Б. конформный (лат. conformis — подобный) [Bayer W., 1932] — сходный по форме и содержанию систематизированный бред, развивающийся у двух или нескольких совместно живущих и близких друг другу людей. В отличие от индуцированного Б. при Б.к. оба участника психически больны, например шизофренией. Содержание бреда определяется не только эндогенными, но и психогенными патопластическими моментами. Конформность содержания бреда существенно влияет на позицию больных. Больные бредовым образом противопоставляют себя окружающему миру не как отдельные индивиды, а как некая группа. Отличается от симбионтических психозов, которые все же относятся к индуцированным и при которых можно выделить индуктора.
Б. Котара [Cotard J., 1880]. Нигилистически-ипохондрический Б. в сочетании с идеями громадности. Наиболее часто встречается при инволюционной меланхолии, значительно реже — при циркулярной депрессии.
Различают два варианта Б.К.: 1) ипохондрический — характеризуется сочетанием тревожно-меланхолического аффекта с нигилистически-ипохондрическим бредом; 2) депрессивный — характеризуется тревожной меланхолией с преобладанием депрессивных бредовых идей и идей отрицания внешнего мира мегаломанического характера.
Син.: синдром Котара, Б. Котара—Сегла, меланхолическая парафрения, меланхолический Б. воображения, мегаломеланхолический Б., Б. громадности и отрицания.
Б. любовный [Clerambault G., 1925] — параноический симптомокомплекс, характеризующийся идеями величия и эротоманической направленностью бредовых переживаний (влюбленность в больного какого-либо лица). В своем развитии проходит три стадии: 1) оптимистическую (любовь); 2) пессимистическую (отвращение, враждебность, необоснованные обвинения); 3) стадия ненависти (угрозы, скандалы, анонимные письма).
Син.: эротомания, Б. эротический, Б. эротоманический.
Б. малого размаха — бредовые идеи ущерба, преследования, отравления, распространяемые преимущественно на лиц из ближайшего окружения больного — проживающих с ним вместе родственников, соседей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь