|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67244
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Один из элементов в организации целостного педагогического общения - завоевание учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать следующее: 1) оперативная организация изначального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.д.) к деловому и личностному общению; 3) предупреждение возникновения «простоев» между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия; 4) оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»; 5) постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; 6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий; 7) обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние; 8) адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т.п.; 9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость; 10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее; 12) достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
Реализация отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной информацией. Неконгруэнтное общение - сигнал, что этот человек имеет более чем одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой. Обычно в случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями. Люди, которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем, что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и невербальными), совпадают по своей сути. Они дополняют друг друга, не меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают эффективное педагогическое общение. Вопросы и задания 1. Какое общение принято называть педагогическим? 2. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении? 3. Какая из трех сторон общения - информационная, перцептивная, интерактивная - вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии? 4. Каковы условия успешности педагогического общения? 5. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций? 6. Объясните выражение « агрессивны, потому что несчастны ». 7. Каким образом можно предотвратить превращение спора в ссору? 8. Что нужно сделать, чтобы «неразрешимые конфликты» были разрешены? 9. Назовите отличие противоречивых отношений от конфликтных. 10. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуации человек всегда контролирует свои поступки? 11. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков с учителями? 12. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания (если у вас возникла педагогическая проблемная ситуация): а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) приведите обоснованный пример и проанализируйте его. Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся. Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище. Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать? Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл. Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик. Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди». 13. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены. 14. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации. Таблица 3 Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе Признаки педагогической проблемной ситуации Нетактичные поступки учителя (например, высмеивание ученика; разглашение доверенных им учителю тайн и личных проблем; высказывания, обесценивающие ученика) Растерянность как ответная реакция на грубость ученика. Оказавшись в таком состоянии, учитель испытывает затруднения в анализе ситуации и поиске средств ее разрешения Формализм и необоснованная строгость учителя при выполнении своих обязанностей Срыв в случае невыполнения учащимися требований учителя Перенесение, трансформация процессуальных и результативных сторон учебной деятельности учащегося на его личные свойства Неопределенность, недоумение учителя, например, когда рушится его представление об отличнике как об очень хорошем человеке. Неопределенность сведений об объективной ситуации Поверхностное познание личности учащегося, которое ограничивается следующими основными показателями: успеваемостью, дисциплиной, внешним видом учащегося, его отношением к предмету и учителю Неструктурированность, неупорядоченность процесса познания и понимания учащегося. У учителя возникает проблемная ситуация в результате столкновения, несовпадения эталона ученика с реальностью Аккумуляция деструктивных отношений в педагогическом общении Неожиданность, новизна возникает в тех случаях, когда учитель осуществлял гиперопеку, контролировал каждый шаг учащихся и те в свою очередь «взбунтовались» Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|