Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52231

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В структуре Б. различают [Specht G., 1901]: материал (воспоминания, восприятия, галлюцинации), на основе которых он строится; фабулу — особенное оформление, в первую очередь систематизированного Б., который как бы развивается во времени — больной может рассказывать о нем в определенной последовательности; формы (систематизированный — несистематизированный, фантастический — близкий к действительности); направленность (величия — унижения, экспансивный — депрессивный).
Б. абортивный — редуцированный, включающий отдельные бредовые идеи, кратковременный.
Б. альтруистический — содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического или религиозного характера.
Син.: Б. мессианства.
Б. антагонистический [Seglas J., 1889] — разновидность систематизированного бреда, главным образом парафренного, отличающегося своеобразием сюжета (больные утверждают, что они находятся в центре противоборства неких антагонистических сил). Позиция больных по отношению к враждебным силам остается пассивной.
Б. апокалиптический — содержит идею гибели всего мира, всего живого, разрушения земного шара, гибели вселенной, столкновения планет и т.п. (Апокалипсис — одна из книг Нового завета, Откровение Иоанна содержит пророчества о «конце света»).
Син.: Б. гибели мира, Б. эсхатологический (эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека).
Б. архаический [Каменева Е.Н., Кудинов А.И., 1938]. — Бредообразование, в формировании которого участвуют суеверия, магические представления и религиозные верования, присущие человеку в стадии его недостаточного культурного развития и сохранившиеся у некоторых людей до настоящего времени (бред колдовства, одержимости нечистой силой или животными и т.д.).
Б. аффективный — вторичный бред, возникающий в связи с патологическими изменениями аффекта. Основные разновидности — Б. голотимный и кататимный.
Б. бытовой гипнагогический [Гейманович А.И., 1927] — состояние неглубокого сна, из которого больного можно вывести, и в это время он способен адекватно отвечать на некоторые вопросы. Предоставленный самому себе, больной беседует с мнимым собеседником, спорит с ним, причем «беседы» эти носят характер диалогов. Наблюдается при экзогенных психозах (энцефалитических; являющихся следствием сыпного тифа).
Б. величия — характеризуется грандиозной переоценкой больным себя, своих психических и физических возможностей, своего положения в обществе.
Син.: Б. мегаломанический, Б. экспансивный, мегаломания, александризм (от Александра Македонского).
Б. внешней и внутренней раскрытости — характеризуется идеями о том, что больному доступно узнавание мыслей, переживаний, намерений окружающих или же, наоборот, его мысли, переживания, намерения становятся известны окружающим. Проявление синдрома психического автоматизма Кандинского—Клерамбо.
Б. воздействия — характеризуется утверждениями больных о том, что их действия исходят от чужой воли, а тело и процессы, происходящие в нем, являются объектом воздействия, физического и (или) психического, других людей. Различают Б. психического (влияние гипноза, телепатическое) и физического воздействия (лучей космических, лазерных и т.д.). Часто эти виды Б. в. сочетаются у одного больного. Проявление синдрома Кандинского—Клерамбо. Психическое или физиологическое функционирование больного как бы навязано ему извне, носит насильственный характер [Кандинский В.X., 1880].
Б. воображения [Dupre E., Longre J., 1914]. Противоположный интерпретативному или галлюцинаторному бреду вариант бредообразования, который является как бы результатом вымысла и вытекает из склонности личности к фантазированию, к спонтанной ассоциации идей и образов, приводящей к новым построениям и комбинациям. Б. возникает остро («по интуиции, вдохновению, озарению»). По мнению авторов, возникновению Б.в. способствуют мифоманическая конституция (см. Мифомания), слабость интеллекта и гипоманиакальное состояние. Отсутствуют глубокие нарушения памяти, галлюцинации, психосенсорные расстройства. Типичны ясность восприятия и полная ориентировка в окружающем.
По мнению современных исследователей [Киндрас Г.И., 1976], это разное по масштабу (мегаломаническое и обыденное) болезненное фантазирование, развивающееся на основе активного вымысла, распространяемого на прошлое, настоящее и будущее.
Б.в. входит в структуру парафренного синдрома и является одним из существенных его признаков.
Син.: имажинативный Б., фабуляторный Б., Б. представления.
Б. вражеского пленения [Суханов С.А., 1915] — острый параноид, развивающийся в условиях фронтовой обстановки. Характерны бурное начало заболевания, наплыв бредовых идей отношения и преследования, иллюзорных восприятий на фоне сильного страха. Содержание параноида искаженно отражает ситуацию: в окружающих больной видит вражеских солдат и т.п. Выздоровление наступает критически. Отсутствует амнезия, однако возможны явления резидуального Б. На высоте психоза возможны агрессивные действия. Рассматривается как одна из форм параноидов внешней обстановки, в развитии которых играют роль неблагоприятное воздействие непривычной ситуации и соматические заболевания [Бунеев А.Н., 1950].
Б. вторичный — возникает при наличии в клинической картине играющей первостепенную роль психопатологической симптоматики (аффективные расстройства, галлюцинации, состояния нарушенного сознания) и как бы в связи с ней. Выведение Б.в. из материала, по G. Specht, неправомерно (см. Б. галлюцинаторный).
Син.: Б. объяснения, Вернике Б. объяснения.
Б. высокого происхождения — содержит идею происхождения от лиц, занимающих высокое положение в обществе. Обычно при этом истинным родителям отводится роль людей, в силу тех или иных обстоятельств вынужденных воспитывать больного и дать ему свое имя; нередко к ним со стороны больного проявляется враждебное отношение. Может быть как мегаломаническим, так и вариантом депрессивного Б. преследования (больной — «жертва обстоятельств», «ставка в политической игре»).
Син.: Б. иного происхождения, Б. чужих родителей.
Б. галлюцинаторный — вариант вторичного Б., возникающего при наличии в клинической картине выраженных и стойких галлюцинаций, чаще всего вербальных. Слуховые галлюцинации больными трактуются как результат воздействия физическими аппаратами, расположенными где-то на расстоянии и управляемыми целыми коллективами людей, специальными организациями, в последнее время нередко инопланетянами. Галлюцинаторные явления могут не сопровождаться бредовой интерпретацией, иногда обманы слуха и идеи воздействия возникают одновременно — это свидетельствует об отсутствии между ними простой причинной зависимости. Галлюцинации и бред имеют общие источники своего возникновения. Галлюцинации могут отражать бредовые переживания до их ясного понимания больным. Это относится к механизмам Б. вторичного вообще [Каменева Е.Н., 1957].
Б. голотимный — вариант вторичного, аффективного Б., возникающего при наличии выраженных нарушений в эмоциональной сфере, общего фона аффективности, например, Б. самообвинения при эндогенной депрессии. Описан E. Bleuler [1906]. Аналогичен понятию синтимного Б. [Maier H.W., 1913].
Б. греховности — см. Б. самообвинения.
Б. громадности и отрицания — см. Б. Котара.
Б. двойников — характеризуется переживаниями наличия двойников больного, одного или нескольких лиц, ведущих совершенно независимую от него жизнь и нередко совершающих позорящие его действия. У больных шизофренией «двойник», как правило, находится внутри тела больного, тогда как при экзогенных психозах, например при сыпном тифе [Гиляровский В.А., 1922], «двойник» находится вне больного и больной активно стремится освободиться от него, как от чего-то постороннего, чужого.
Б. депрессивный — вариант вторичного аффективного Б., наблюдающийся при депрессивных состояниях. Характерны отрицательная эмоциональная окраска, пессимистические установки. При циркулярных депрессиях Б.д. соответствует степени бредовой депрессии [Пападопулос Т.Ф., 1970]. Это же подтверждается наблюдениями В.Н. Синицина [1976]: при циклотимической депрессии отмечаются психологически понятные и нестойкие идеи самообвинения, при простой депрессии идеи самообвинения носят характер сверхценных, при бредовой — достигают степени выраженности бреда. Наиболее частые виды Б.д. — бред самообвинения, самоуничижения, греховности, обнищания, ипохондрический и т.д.; возможны и идеи преследования, обычно сочетающиеся с идеями самообвинения: больного преследуют из-за того, что он виновен [Peters U.H., 1970]. Важный признак Б.д. — симптомы тревоги, витальной тоски [Schneider K., 1939].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь