Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52232

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ван Богарта—Шерера—Эпштейна синдром [van Bogaert L., Scherer H.J., Epstein E., 1937]. Редкое семейное заболевание, относящееся к нарушениям липидного обмена (холестериновый липидоз). Отложение аморфного и кристаллического холестерина в белом веществе мозжечка и в области ножек мозга приводит к возникновению гередитарной мозжечковой атаксии. Психически — задержка умственного развития, интеллектуальная недостаточность вплоть до степени имбецильности.
Боголепова иллюзорно-галлюцинаторные ощущения [Боголепов Н.К., 1963]. Больные воспринимают парализованную конечность превращенной в какое-то животное, инструмент или аппарат. Наблюдаются при очаговых органических поражениях головного мозга и относятся к расстройствам схемы тела.
Боголепова коронарно-церебральный синдром [Боголепов Н.К., 1949]. Апоплектиформный синдром при инфаркте миокарда. Наблюдается потеря сознания, преходящие расстройства функции коры и мозгового ствола. Иногда церебральная симптоматика выступает на первый план и маскирует проявления инфаркта миокарда. Ишемические изменения в головном мозге и инфаркт миокарда могут развиваться одновременно, иногда же церебральная патология опережает коронарную.
Болезни картина аутопластическая (греч. autos — сам, plastike — формирование, образование) [Goldscheider A., 1929]. Сумма ощущений, переживаний и настроений больного вместе с его собственным представлением о болезни. Различают сенситивную часть, включающую субъективные ощущения и связанные с ними переживания, и интеллектуальную часть, содержащую сведения о болезни, которыми располагает больной. Группировка симптомов и их значимость в аутопластической картине болезни не соответствует таковым с врачебной точки зрения. Интеллектуальные построения больного относительно своего заболевания воспринимаются врачом как страдающие недостатком логики, но для больного являются реальными переживаниями. Понятие, близкое к внутренней картине болезни.
Болезни картина внутренняя [Лурия Р.А., 1935]. Понятие, охватывающее совокупность переживаний, возникающих в связи с заболеванием, «сознание болезни» [Краснушкин Е.К.]. Субъективная картина болезни рассматривается на двух уровнях: сенситивном (комплекс возникающих вследствие болезни ощущений) и интеллектуальном (размышления больного в связи с болезнью, отражающие его реакцию на изменение состояния).
Знание внутренней картины болезни необходимо врачу не только для правильной диагностики, но и для правильного лечения, особенно больных, страдающих психосоматическими заболеваниями.
Болезни психические. Изменение деятельности головного мозга, при которых психика не соответствует окружающей действительности, отражает ее искаженно. Проявляются в нарушении психики и поведения человека. Различают более грубо выраженные формы Б.п. — психозы, и более легкие — неврозы, психопатические состояния, некоторые формы аффективной патологии.
Болезни сознания типы [Pick A., 1882; Heilbronner К., 1907]. Различаются: 1) ощущение болезни — больной ощущает происшедшую с ним перемену, хотя может и не осознавать ее болезненного характера; 2) сознание болезни — больной воспринимает ущербность своей психической деятельности, из чего он делает вывод о наличии у него психического заболевания; 3) критическое отношение к болезни — больной не только замечает наступившую перемену и отмечает снижение у себя психической деятельности, но и проявляет также достаточно критическое отношение к отдельным болезненным симптомам. Дифференцирование осознания болезни и критической оценки ее тяжести и значения для больного имеет важное клинико-практическое, особенно в плане построения прогноза, значение [Фридман Б.Д., 1940].
Бонне галлюцинации. См. Галлюцинации.
Боткина феномен [Боткин С.П., 1868]. Сочетание гиперакузии со слуховой агнозией. Характеризуется непереносимостью сильных звуков при плохом их различении. Больной не понимает речь окружающих, звуки ее сливаются в восприятии больного в сплошной неразличимый «сильнейший гул». Описан в качестве одного из признаков психических нарушений при сыпном тифе.
Термин предложен Ю.П. Лисициным и Г.В. Архангельским [1982].
Браве—Джексона эпилепсия [Bravais L.F., 1824; Jeckson H.J., 1870]. Разновидность симптоматической эпилепсии, для которой характерен своеобразный тип судорожных припадков (джексоновский марш) — клонические или тонико-клонические судороги, начинающиеся с определенной группы мышц и распространяющиеся в определенной последовательности соответственно положению центров в коре большого мозга. Припадок может протекать при ясном сознании и без последующего сна. Сознание нарушается лишь в случаях генерализации судорог. Возможны и сенсорные (психосенсорные) припадки (см, Джексона сноподобные состояния).
Син.: джексоновская эпилепсия, джексоновские фокальные моторные припадки.
Брадибазия (греч. bradys — медленный, basis — шаг, ходьба). Замедление походки, проявление брадикинезии.
Брадикинезия (брада + греч. kinesis — движение). Общая замедленность движений. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, эпилепсии, субступорозных кататонических состояниях; при истерии носит демонстративный характер. Иногда отмечается при состояниях оглушения.
Брадилалия (бради + греч. lalia — речь). Замедление темпа речи в связи с затруднениями артикуляции. Наблюдается при поражениях бледного шара и черного вещества головного мозга и при патологии мозжечка. Б. мозжечковая нередко сопровождается скандированной речью, нарушениями речевой модуляции.
Брадилексия (бради + греч. lexis — речь, слово). Замедление темпа чтения. Проявление брадикинезии.
Брадилогия (бради + греч. logos — слово, речь, разум) [Kussmaul A., 1876]. Затруднение и замедление течения ассоциативных процессов (мышления, речи).
Брадипраксия (бради + греч. praxis — действие). Замедление темпа целенаправленных действий. Проявление брадикинезии.
Брадителекинезия (бради + греч. teleo — завершать, kinesis — движение). Замедление движения перед концом двигательного акта. Проявление брадикинезии.
Син.: брадителекинез Шильдера.
Брадифагия (бради + греч. phagein — есть, глотать). Замедление глотания. Наблюдается при поражениях языкоглоточного или блуждающего нервов, также при истерии.
Брадифазия (бради + греч. phasis — речь). Общее название, охватывающее различные проявления замедленной речи.
Брадифразия (бради + греч. phasis — речь, манера речи). Разновидность брадифазии, обусловленная замедлением мышления. Наблюдается при депрессии.
Брадифрения (бради + греч. phren — ум, разум). Общее замедление протекания психических процессов.
Син.: брадипсихизм, брадипсихия.
Брахиалгия парестетическая (греч. brachion — плечо, algos — боль, paraisthesis — ложное ощущение) [Wartenberg R., 1932]. Боль и парестезии в руках при пробуждении. Автором первоначально рассматривался как результат травматического поражения плечевых нервов в связи с неудобной позой. По данным J.J. Lopez-Ibor [1973], в значительной части случаев оказывается проявлением скрытой депрессии, депрессивным (тимопатическим) эквивалентом и проходит при назначении антидепрессивных препаратов, тогда как неврологическое и даже нейрохирургическое лечение бывает безуспешным.
Бревесомния (лат. brevis — короткий, somnus — сон) [Буянов М.И., 1985]. Укороченный сон. Б. бывает физиологическая и патологическая. При физиологической Б. человек довольствуется непродолжительным сном, не испытывая неприятных ощущений. Патологическая Б. наблюдается при неврозах, эндогенных депрессиях, алкогольных и других интоксикационных психозах.
Бред (лат. delirium, нем. Wahn). Расстройство мышления. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. По А.В. Снежневскому [1983], Б. — некорригируемое установление связей и отношений между явлениями, событиями, людьми без реальных оснований.
Основные признаки Б.: 1) Б. является следствием болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений психически здоровых; 2) Б. всегда ошибочно отражает действительность, хотя иногда в отдельных посылках больной может быть прав; 3) бредовые идеи непоколебимы, не поддаются коррекции; 4) бредовым идеям присущи ошибочные основания (паралогика, «кривая» логика); 5) в большинстве случаев Б. возникает при ясном сознании (исключение составляют экзогенные параноиды); 6) бредовые идеи тесно спаяны с изменениями личности, они резко меняют присущую больному до того систему отношений к самому себе и к окружающему; 7) бредовые идеи не обусловлены интеллектуальным снижением: Б., особенно систематизированный, чаще наблюдается при хорошем интеллекте.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь