Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52226

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение). Направление в американской психологии начала XX в. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].
Блаптофобия (греч. blapto — боюсь повредить) [Tellenbach H., 1966]. Навязчивый страх нанести кому-либо повреждение. Эти состояния особенно часто возникают при лечении депрессий имипрамином.
Бластофтория (греч. blastos — росток, зародыш, phthora — гибель, разрушение). Повреждение зародыша, вызванное патогенным воздействием каких-либо физико-химических факторов (алкоголь, олово, свинец и др.) или инфекцией, приводящее к патологическим соматическим или психическим изменениям (олигофрения, эпилепсия, алкогольная эмбриопатия).
Бласфемия (греч. blaspheme — хулить, злословить, богохульствовать) .
См. Копролалия.
Блейлера болезнь [Bleuler Е., 1911]. В своем описании шизофрении Блейлер значительно пересмотрел концепцию E. Kraepelin о раннем слабоумии, существенно расширив границы этого заболевания и говоря уже о группе шизофрении. В рамки шизофрении E. Bleuler включил парафрению, предстарческий бред ущерба, хронические алкогольные психозы (алкогольный галлюциноз), шизофреноподобные формы циркулярного психоза, ряд заболеваний, характеризующихся преобладанием в клинике ипохондрической и обсессивной симптоматики. Основным расстройством при шизофрении E. Bleuler считал расщепление психики. С того времени границы шизофрении неоднократно пересматривались, понятие ее расширялось или сужалось за счет шизоформных состояний соматогенной или психогенной природы.
См. Шизофрения.
Блейлера основные и добавочные признаки шизофрении [Bleuler Е., 1911]. Деление симптомов шизофрении по клиническому принципу. К основным (обязательным, облигатным) относятся симптомы, присущие всем формам шизофрении, — расстройства ассоциативной деятельности, аутизм, эмоциональное отупение; к добавочным (дополнительным, факультативным) — бредовые идеи, галлюцинации, кататонические симптомы.
Основные признаки следует отличать от так называемых первичных, физиогенных, якобы зависящих от непосредственного поражения мозга и служащих проявлением «основного» расстройства. Как реакция личности на первичные признаки Блейлером рассматривались так называемые вторичные, психогенные симптомы шизофрении.
Сочетание основных признаков шизофрении носит также название триады Блейлера.
Блейлера синдром [Bleuler E.]. Комплекс психических нарушений у беременных: депрессия, плаксивость, черты ребячливости в поведении, ненависть и отвращение к детям, страх умереть при родах (токофобия), извращение чувств (в первую очередь обоняния и вкуса).
Блейхера—Худика методика исследования критичности мышления [Блейхер В.М., Худик В.А., 1982]. Создана на основе методики установления развития сюжета по серии последовательных картинок. Обследуемому предлагается набор картинок, позволяющих установить по ним естественное развитие сюжета; затем предлагается следующий набор, в котором одна или две картинки содержат основные детали, присущие предыдущим, но в то же время включают в себя компоненты, противоречащие логике разворачивающегося сюжета. Предусматриваются параллельные варианты, позволяющие проводить повторные исследования. Апробирована при алкоголизме в аспекте использования нарушений критичности мышления как критерия выраженности психического дефекта.
Блефаридотилломания (греч. blерhаrоп — веко, tillo — выщипывать, mania — безумие, сумасшествие, страстное влечение). Выщипывание больным у себя ресниц. Разновидность трихотилломании.
Син.: синдром Сальфильда [Salfield, 1966].
Блокада аффективная. Признак врожденной эмоциональной недостаточности. Проявляется недостаточной аффективной откликаемостью, холодностью, сниженной потребностью в контактах и ослаблением привязанностей. Характерна для аутических шизоидных личностей. Понятие, противоположное синтонности.
Блок-электросудорожная терапия. Модификация электросудорожной терапии, при которой повторный электросудорожный припадок вызывается сразу же после прекращения судорог и восстановления дыхания после предыдущего, аналогично тому, как это происходит при эпилептическом статусе. Применяется при отсутствии эффекта от обычной, традиционно проводимой электросудорожной терапии.
Блюма тест картинок с собачкой Блекки [Blum G.S., 1949]. Один из проективных психологических тестов для исследования личности. Испытуемому предлагают составить рассказы по 12 юмористическим рисункам, на которых изображены приключения собачки Блекки. В зависимости от пола испытуемого Блекки представляется ему самцом или самкой. Другие персонажи — папа и мама Блекки и щенок неопределенного пола Типпи. По каждой картинке испытуемый рассказывает придуманную им историю, а затем ему предлагают серию стандартных вопросов. Интерпретация психоаналитическая. Применяется для исследования детей.
Бляшка атеросклеротическая (лат. р1ах atherosclerotica). Очаговое утолщение внутренней оболочки артерии, возникающее вследствие разрастания соединительной ткани в зоне отложения липидов. Основной морфологический элемент атеросклероза. Разрастаясь, бляшки суживают просвет сосудов, они подвержены гиалинизации и кальцификации.
Бляшка сенильная (лат. plax senilis). Характерный морфологический признак сенильной деменции и болезни Альцгеймера, проявление амилоидоза мозга. Состоит из амилоидных фибрилл, отростков клеток с признаками дегенеративных изменений, дендритов и аксонов с накоплением нейрофибрилл (см. Альцгеймеровское перерождение нейрофибрилл), глиальных клеток. Б.с. наиболее часто встречается в коре головного мозга и гипоталамусе, в меньших количествах — при других заболеваниях ЦНС, а также при физиологическом старении.
Син.: друзы Фишера (нем. Druse — железа, бубон) [Fischer О., 1907].
Боваризм. Смешение грез с реальностью, невозможность четко разграничить фантазию и действительность, способность человека представлять себя иным, чем он есть на самом деле. По имени героини романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» [de Gantier J., 1921].
Грезы при Б. носят преимущественно романтический, сентиментальный характер, имеют эротическую направленность.
Ср.: мышление фантазирующее.
ван Богарта лейкоэнцефалит [van Bogaert L., 1945]. Форма подостротекущего вирусного энцефалита. Начало с лихорадкой, сонливостью, в ночное время наблюдается делирий. Нарастают торпидность, прогрессирующие интеллектуально-мнестические расстройства. Иногда — кататоническая или депрессивная симптоматика. Афазия, аграфия, экстрапирамидные гиперкинезы. В терминальном состоянии — коматозное нарушение сознания, явления децеребрационной ригидности.
ван Богарта — Ниссена синдром [van Bogaert L., Nyssen R., 1936]. Поздний тип прогрессирующей семейной лейкодистрофии. Наследственное заболевание, рецессивный тип передачи. Начало заболевания после 30 лет — нарушения в аффективной сфере, пара-, а затем квадриплегия, наличие пирамидной симптоматики, появление псевдобульбарных расстройств, бледность дисков зрительных нервов, вялость зрачковых реакций. Быстро нарастает слабоумие. Течение неуклонно прогредиентное. Патологоанатомически — демиелинизирующий системный процесс с разрушением аксонов.
ван Богарта синдром [van Bogaert L., 1939]. Семейно-наследственная патология, характеризующаяся прогрессирующей дегенерацией бледного шара и очагами атрофии в гипоталамусе. Клинически — скованность, торзионные и атетотические гиперкинезы, гиперкинезы мимических мышц. Иногда — умственная недостаточность. Начало заболевания в возрасте 15-20 лет.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь