Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52229

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Барюка психотерапия через понимание [Baruk H.]. Один из вариантов метода рациональной психотерапии, при котором врач убеждением создает у больного оптимистическое отношение к вопросам выздоровления, учит приспосабливаться к окружающему.
Барюка тест [Baruk Н., 1947]. Психологическая методика, направленная на исследование «моральных способностей суждения». Обнаруживается личностная позиция обследуемого в отношении описываемых в экспериментальных заданиях сложных жизненных коллизий, конфликтных ситуаций. При анализе ответов больного обращается внимание на то, насколько в его суждениях представлены аффективная и рационалистическая точки зрения. В связи с тем, что обследуемый в какой-то мере идентифицирует себя с одним из персонажей задания, подвергающимся воздействию психического стресса, методика содержит элементы проективности, близка к методике фрустрации Розенцвейга. Установлено существенное различие показателей у психически здоровых и больных шизофренией.
Син.: цедек-тест (от древнеевр. слова «цедек», обозначающего специфическую разновидность морального чувства, «нечто вроде слияния сердца и разума»).
Батеофобия (греч. bathes — глубина, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь высоты. Проявляется при нахождении на высоте (на крыше, балконе высокого этажа, над пропастью).
Син.: батофобия.
Батианестезия (греч. bathys — глубокий, а — не, aisthesis — чувство, ощущение). Нарушение проприоцептивной глубокой чувствительности. Является постоянным признаком спинной сухотки. Наблюдается также при истерии.
Баттаризм (греч. battarismos — заикание). Форма заикания при ускорении темпа речи. Речь носит толчкообразный характер с остановками для дыхания. Отмечается искажение отдельных слов.
Бегство в болезнь. Одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Проявление механизма патологической психологической защиты. Характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегето-дистонической симптоматикой. Частая причина возникновения ипохондрических состояний (ипохондрического невроза, развития).
Бегство в работу. Реакция личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Сведение круга интересов к работе позволяет индивидууму вытеснить психогению.
Бедлам (от сокращ. Bethlehem). Нарицательное название для обозначения сумасшедшего дома. Ведет свое начало от психиатрической больницы в Лондоне, преобразованной в 1547 г. из общежития религиозного братства «Господа нашего из Вифлеема», которая первоначально носила название Марии Вифлеемской (Вифлеем — город в Иудее).
Безоар (фр. bezoard). Инородное тело в желудке, образовавшееся из непереварившихся частиц пищи, несъедобных предметов, проглоченных больным. В ряде случаев требует оперативного вмешательства.
См. Рапунцель синдром.
Бейля болезнь. См. Паралич прогрессивный.
Бека шкала депрессии [Beck А.Т., 1961]. Служит для характеристики степени выраженности депрессии по самооценке. Охватывает 21 симптом депрессии (в сокращенном варианте — 13 симптомов): пониженное настроение, пессимизм, чувство недовольства собой, неудовлетворенности, вины, самообвинение, влечение к смерти, раздражительность, неспособность к работе, нарушение сна и т.д. Применительно к каждому вопросу возможны четыре утверждения, отражающие различные степени самооценки. Результаты коррелируют с показателями, получаемыми по Гамильтона шкале.
Бекмана—Рихтера метод исследования личности [Beckmann D., Richter H.E., 1972]. Психологическая методика исследования личности и анализа социальных отношений, особенно в малых группах. С помощью теста изучают, какими обследуемые видят или хотели бы видеть себя и других, какими видят их окружающие, каким должен быть идеальный представитель определенной социальной группы. Предназначен для исследования лиц в возрасте от 18 до 60 лет. Содержит шкалы социального резонанса, доминантности, контроля, преобладающего настроения, открытости — замкнутости, социальной потенции.
Беллака—Беллак апперцептивный детский тест [Bellak L., Bellak S.S., 1955]. Проективная методика для исследования детей в возрасте до 10 лет. Создана по образцу тематического апперцептивного теста Мюррея—Морган и состоит из 10 картинок с изображениями животных в различных ситуациях, напоминающих человеческие взаимоотношения. Используется для исследования детских конфликтов, помогает определить личностную позицию ребенка, его модус видения мира.
Белонофобия (греч. belone — острие, игла, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь острых предметов — уколоться, проглотить иглу.
Беляева методика репродуктивной тренировки [Беляев Г.С., 1971]. Модификация метода аутогенной тренировки Шульца, основанная на сенсорной репродукции и самонаблюдении. Основную роль играют обучение приемам концентрации внимания и самоконтроля при помощи сложного дыхательного ритма и идеомоторной тренировки, использование дыхательных упражнений в успокаивающем и мобилизующем вариантах. Значительно уменьшается роль суггестивного влияния врача. Сенсорная репродукция — вариант самовнушения, основной ее прием — образное мышление.
Бена—Роршаха тест [Behn-Eschenberg H., 1952]. Тест, параллельный Роршаха тесту. Состоит из 10 черно-белых и цветных пятен и предназначен для контрольных и повторных исследований больных, ранее обследованных с помощью теста Роршаха, созданного в одном варианте. Аналогичен Фухс—Роршаха тесту.
Син.: Беро-тест.
Бендер гештальт-тест [Bender L., 1938]. Предназначен для выявления поражений головного мозга. Заключается в копировании девяти фигур со специальных карт или диапозитивов. Результаты интерпретируются с позиций гештальт-психологии. Разработана система стандартизации теста и количественных оценок получаемых данных.
Бентона тест зрительной ретенции [Benton A.L., 1955]. Экспериментальная методика исследования памяти по репродукции предъявляемых больному геометрических фигур. Производится количественная и качественная оценка результатов. Различают ошибки, типичные для здоровых людей, и так называемые «органические», наблюдающиеся у больных с органической церебральной патологией.
Беньямина синдром [Benjamin E., 1911]. Сочетание олигофрении с гипохромной анемией и конституциональными телесными особенностями (низкий рост, гидроцефальный череп, грацильные кости, гипоплазия половых органов). Наблюдается главным образом у преждевременно родившихся детей.
Бера синдром [Behr С., 1905]. Семейно-наследственная патология (аутосомно-рецессивный тип наследования). Характерны следующие признаки: 1) двусторонняя атрофия зрительных нервов со скотомами, нарушениями цветоощущения и поражением роговицы; 2) двусторонняя мозжечковая дисфункция (атаксия, нистагм, гиперрефлексия, Бабинского симптом); 3) олигофрения.
Бергманн метод лечения навязчивых состояний [Bergmann В., 1963]. Психотерапевтический метод. Применяется для лечения навязчивого мудрствования; используется прием отвлечения внимания. Больному рекомендуют при появлении навязчивых мыслей чем-нибудь заняться, отвлечься. Отвлекающие занятия продумываются совместно с врачом. Вызываются приятные воспоминания.
Бержерона болезнь [Bergeron E.J.]. Истерическая хорея. Наблюдается у детей 7-14 лет. Возникает психогенно. Хореоатетические судороги захватывают мышцы затылка, области плеч и лопаток и исчезают во время сна.
Син.: электрическая хорея.
Бернрейтера опросник [Bernreiter R.G., 1931]. Личностный опросник, содержащий 6 шкал: невротических тенденций, самоудовлетворенности, интро- и экстраверсии, доминирования — подчиненности, уверенности, социабельности. Предназначен для исследования детей в возрасте от 9 до 16 лет.
Бернштейна психологические методики [Бернштейн А.Н., 1911].
1. Методика установления последовательности событий. Направлена на исследование интеллектуального уровня. Для выполнения задания обследуемый должен установить различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на них.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь