Базыма Б. А. Цвет и психика.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 24048

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эмоция радости, отражающая факт удовлетворения потребности (или его предвосхищение), то есть, психофизиологически и психологически противостоящая первым трем, и в своем цветовом выражении противоположна отрицательным переживаниям.

Что касается таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд», то их цветовые профили далеко не так однозначны и психологически понятны. Создается впечатление, что испытуемые сильно затруднялись при определении их цветовых профилей, имеющих, в отличие от предыдущих, гораздо меньшую степень внутренней согласованности.

Подобный вывод подтверждается и результатами экспериментального исследования интеллектуальных эмоций, проведенного А.И. Берзницкасом (1980). Если цветовые профили эмоции радости у обоих авторов, практически, совпадают, то «удивление» имеет различный цветовой код.

Исследование А.М. Эткинда 423560(1)7
А.И. Берзницкаса 35421607
0-серый; 1-синий; 2-зеленый; 3-красный; 4-желтый; 5-фиолетовый; 6-коричневый; 7-черный.

Возможное объяснение подобного факта исходит из того, что эмоции интереса, удивления, отвращения и стыда имеют более сложную структуру и во многом испытывают на себе влияние индивидуальности. Также нельзя не учитывать того, что в предложенном А.М. Эткиндом наборе цветов испытуемые, возможно, не нашли наиболее подходящего цвета для выражения этих эмоций, т.к. число «цветовых конотатов» было ограничено. Например, отсутствовал белый цвет, который является одним из главных цветовых символов. Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы необходимо провести специальные исследования.

Особо следует остановиться на цветовом выражении эмоции гнева. Эта эмоция была обозначена испытуемыми посредством красного и черного. Создается впечатление, что другие цвета (из 8-ми) совершенно не значимы для «гнева». Явная «неоднородность» красного и черного не позволяет включить «гнев» в первый список «простых» в цветовом выражении эмоций. Цветовой профиль «гнева» наиболее наглядно демонстрирует не сводимость значения цветового сочетания к «сумме» значений отдельно взятых цветов. Ни красный, ни черный в отдельности выразить «гнев» не могут. В духе архаичной цветовой символики этих цветов, можно сказать, что черный «придает» красному зловещий характер, а красный — черному недостающему тому активность («пробуждает» его), что позволяет охарактеризовать данное цветовое сочетание, как «злую, разрушительную активность».

В методическом плане возможно сделать еще одно замечание по поводу результатов, полученных А.М. Эткиндом, впрочем, это относится ко всем работам подобного рода. В работе А.М. Эткинда испытуемые при составлении цветовых профилей эмоций исходили не из собственного актуального эмоционального состояния, как, например, в исследовании В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко (1988) и В.Н. Ворсобина, В.Н. Жидкина (1980), а из представлений о тех или иных эмоциях. В подобном случае, очевидно, что составленные цветовые профили могут определяться не индивидуальными особенностями эмоционального реагирования, а например, традициями цветовой символики, т.е. коллективным цветовым архетипом. Обоснованность подобного замечания видна на примере цветового кода «гнева».

С вопросом о коллективном и индивидуальном в содержании цветоэмоциональных значений связана и проблема эмоциональных состояний и свойств. В этом плане интересны результаты, полученные в работе И.А. Переверзевой (1978), изучавшей цветовые предпочтения испытуемых в зависимости от их «базисных эмоций» (А.И. Ольшанникова — 1974).

А.Е. Ольшанникова выделяет три «базисные» эмоции — страх, гнев и радость. Предполагается, что соотношение этих эмоций между собой, определяет индивидуальные особенности эмоциональности человека, т.е. устойчивые эмоциональные свойства. Было выявлено, что для лиц с преобладанием базисной эмоции страха характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого. Отношение к фиолетовому цвету оказалось показательным для дифференцирования между собой групп испытуемых с преобладанием эмоций «гнева» или «радости». Первые предпочитали фиолетовый значительно чаще. Испытуемые с доминированием «радости» в сравнении с испытуемыми двух других групп, по данным И.А. Переверзевой, отличались более частыми предпочтениями желтого и коричневого.

Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены.

Как мы помним, то или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта (Л.А. Шварц). В этой связи возникает вопрос о корреляции между показателями цветоразличения и характером отношения к цвету (в форме цветовых предпочтений) при переживании субъектом различных эмоций. Результаты известных нам работ показывают, что однозначной связи между изменениями цветовой чувствительности и цветовыми предпочтениями может и не наблюдаться. «Физиологическое предпочтение» (отвержение) не тождественно психологическому.

Н.К. Плишко (1980, 2) было выявлено, что при переходе человека в состояние функционального торможения (фрустрация потребности), когда порог цветоразличения красного цвета по сравнению с другими по методике Э.Т. Дорофеевой (1967-1970) является наибольшим, наблюдается предпочтение красного цвета по тесту Люшера. Видимо, столкнувшись с подобного рода фактами, и сама автор методики объективации эмоциональных состояний по соотношению порогов цветоразличения ( Э.Т. Дорофеева — 1978) делает вывод, что методика «цветовых порогов» отражает «тактику», а тест Люшера — «стратегию» эмоционального реагирования субъекта.

К обсуждаемому вопросу имеют отношение и результаты, полученные в работе Л.П. Урванцева (1981), изучавшего возможности цветов дифференцировать состояние психической напряженности от фона. Были выявлены два показателя, информативные для решения подобной задачи. Во-первых, это сам факт изменения эмоциональных оценок цвета (без учета их направленности). При переходе от фонового, спокойного состояния к состоянию психической напряженности (эмоциональному стрессу), они изменились у 24 испытуемых из 36, то есть в 66% случаев. Во-вторых, — смена типа цветового выбора: в одной группе испытуемых предпочтение «холодных» цветов поменялось на «теплые», а в другой — был отмечен противоположный вариант. Первый показатель оказался связанным со стрессогенной устойчивостью испытуемых. Испытуемые, у которых менялось отношение к цвету, оказались более подверженными стрессу, чем те, у которых оно осталось неизменным. Не интерпретируя содержание второго показателя, Л.П. Урванцев ставит его в зависимость с типологическими особенностями личности испытуемых.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ишмурзина Дильбар. Конспект на тему «По тропинкам Осени»
  • Васильева Анна Владимировна. Дидактическая игра «Развивай – ка»
  • Нелюбова М.В. Психология цвета. Авторский курс лекций.
  • Редактор. Макраме. Браслет и закладка
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Притча «Какого цвета хамелеон»
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Презентация «Волшебные камни»
  • Редактор. Делаем открытку к 9 мая. Квиллинг.
  • Психология цвета
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Психология восприятия цвета
  • Щукина Лариса Анатольевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 'У БАБУШКИ В ГОСТЯХ'
  • В.И. Шуванов. Психология цвета в рекламе
  • Кузьменко Татьяна Сергеевна. Сценарий развлечения «Русская матрешка» для младшей группы.
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Ольга Торощина. «Эмоциональные процессы детей средней группы».
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Гришанова Татьяна Михайловна. Презентация — Мастер-класс по изготовлению картины из шерсти «Крокусы»
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Полуянова Н.А.. Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
  • Маева Елена Евгеньевна. Мастер-класс Букетик подснежников в вазе из ватных дисков
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Редактор. Поделки из Киндер Сюрпризов - Пальма
  • Аксарова Юлия Минвалиевна. План-конспект интегрированной НОД во второй младшей группе Тема: «Солнышко»
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста.
  • Редактор. Ёлочка нарядная, сплетенная из бисера
  • Камнева Людмила Витальевна. Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ — технологий в 1-ой младшей группе Тема: «По следам колобка».
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Притча «Открой глаза»
  • Шайтанова Светлана Юрьевна. «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
  • Абзалова Эльвира Наилевна. Конспект НОД по ПДД во 2 младшей группе «Знакомство со светофором»
  • Редактор. Поделка, Деревянные Санта-Клаусы
  • Столбова Алеся Анатольевна. Конспекты занятий (аппликация, конструирование, лепка, рисование)
  • Притча «Разноцветная реальность»
  • Джабраилова Дагмара Аларбиевна. Конспект НОД для младшей группы 'Осенние листья'
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет «Тайный мир цвета»
  • Главный Редактор. Закладки для книг - макраме
  • Гундарева Елена Николаевна. Конспект занятия по математике «Цветик-семицветик» в старшей группе
  • Королева Галина Александровна. Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста «В гостях хорошо»
  • Светлана Михайлова. Физкультурное развлечение «Я – примерный пешеход» для детей старшей и подготовительной групп.
  • Ермилова Елена Александровна. Квест «Берегись автомобиля»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Букина Нина Александровна. «Путешествие в радужное королевство»
  • Редактор. Описание нетрадиционной художественной техники для изучения с детьми
  • Базыма Б. А.- Психология цвета. Теория и практика
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Притча «Вкус и цвет нашей жизни»
  • Главный Редактор. Поделки из ниток - Рыжий клоун



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь