Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52403

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Развитие личности патохарактерологическое. Вариант патологического развития личности (наряду с психогенным), приводящий к формированию краевых психопатий (См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий). Динамика его, по В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикину [1980], представлена тремя этапами: 1. Повседневное хроническое травматизирование, длительное отрицательное социально-психологическое воздействие на ребенка (на этом этапе — значительные динамические отклонения и возможность установления причинной связи между формирующимися патологическими свойствами личности и особенностями микросреды), постепенное возникновение аномальных свойств личности; 2. На фоне продолжающейся хронической микротравматизации характерологические нарушения усиливаются и постепенно начинают структурироваться, развивается выраженная мозаичность, возникают компенсаторные механизмы или псевдокомпенсации, выражающиеся в асоциальных формах поведения; 3. Черты мозаичности нивелируются. Появившаяся на втором этапе аутизация (шизоидность) оформляется в психопатию шизоидного круга. Появляются первые декомпенсации и эпизоды, в понимании П.Б. Ганнушкина.
К Р.Л.П. близко примыкает описанное в детской психиатрии [Ковалёв В.В., 1968] психогенное патологическое формирование личности, являющееся одним из его вариантов. Динамические нарушения, приобретенные под влиянием неблагоприятных факторов, обладают у детей и подростков тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. В отличие от Р.л.п. у взрослых, в основе патологического формирования личности у детей и подростков лежит не патологический сдвиг уже сформированной личности, а изменения формирования незрелой личности в патологическом направлении.
Развитие личности постреактивное. Вариант психогенного развития личности (см. Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий). Психопатическая структура личности формируется вследствие затяжного реактивного состояния, особенно при рецидивирующем типе его течений в условиях массивной психогенной травматизации. Типичная динамика, по В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикину [1980]: реактивное состояние -> углубление и усложнение доминирующих отрицательно окрашенных представлений, формирование комплекса сверхценных переживаний, психопатоподобное реагирование -> появление психопатических личностных особенностей. Один из путей формирования краевых психопатий.
Развратные действия. Действия сексуального характера перверсного типа, направленные на малолетних и несовершеннолетних. Констатация факта Р.д, влечет за собой направление на судебно-психиатрическую экспертизу.
Разгрузочно-диетическая терапия [Николаев Ю.С., 1948]. Один из общебиологических методов лечения психических заболеваний. Основывается на дозированном голодании с употреблением воды и последующим диетическим питанием. Восстановительная диета Ю.С. Николаева включает преимущественно молочно-растительную пищу с уменьшенным количеством соли. Объем и энергетическая ценность пищи, содержание в ней белков, жиров и углеводов после периода голодания увеличиваются строго постепенно. Показана при вялотекущей и малопрогредиентных вариантах приступообразной шизофрении, при затяжных неврозах и неврозоподобных состояниях экзогенно-органического происхождения [Николаев Ю.С., Полищук Ю.И., Заиров Г.К., 1979].
Раздражение. Воздействие внешних или внутренних раздражителей на органы и ткани организма.
Раздражитель. Фактор внешней или внутренней среды, изменяющий состояние возбудимых структур. Р. различают по их модальности, то есть по направленности на определенные рецепторы, а также специфические (соответствующие специальному, адекватному рецептору), неспецифические, неадекватные (действующие на специально не приспособленную для их восприятия биологическую структуру), патологические (являющиеся причиной возникновения болезненных расстройств), чрезвычайные, стрессовые (вызывающие мобилизацию защитно-приспособительных механизмов, но не приводящие к возникновению болезни), подпороговые и пороговые (неспособные или способные вызвать доступную изучению реакцию).
Раздражительная слабость. Психопатологический синдром, характеризующийся сочетанием повышенной возбудимости со снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, недостаточностью концентрации внимания. Проявление астении.
Раздражительность. Склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней и внутренней среды. Проявляется обычно в недовольстве неприятными для больного обстоятельствами, поступками окружающих, иногда — своим состоянием.
Разорванности коэффициент [Заимов К., 1961]. Количественный показатель, отражающий удельный вес смысловых разрывов на сто слов произвольной речи больных шизофренией и соответствующий, по мнению автора, глубине фазового состояния коры большого мозга. Метод анализа речи по точной записи называется логографическим и позволяет учитывать при анализе логограммы наличие неологизмов, неправильных грамматических форм, «обломков» слов.
Разорванность. См. Мышление разорванное, Речевая разорванность.
«Разрешающие» методы психотерапии. Понятие, включающее психокатарзис и отреагирование. См. Методы Асатиани, Крестникова, Чолакова.
Разряд генерализованный эпилептический. Сопровождающийся припадком или обнаруживаемый в межприпадочном состоянии электроэнцефалографический пароксизм. Характерные для него ЭЭГ-феномены (пики, комплексы пик-волна или медленные волны) носят билатеральный синхронный и симметричный характер.
Разряд фокальный эпилептический отличается от генерализованного строгой локализацией и обнаруживается главным образом в межприпадочных состояниях. Характерен для фокальной эпилепсии. Во время припадка генерализуется.
Райли—Дея вегетативная семейная дисфункция [Riley C.M., Day R.L , 1949]. Наследственное заболевание, проявляющееся дисфункцией автономной нервной системы. Тип наследования аутосомно-рецессивный. В патогенезе придается значение дезинтеграции деятельности вегетативной нервной системы, нарушениям метаболизма в ней (на уровне образования эпинефрина и норэпинефрина). Патологоанатомически — очаги демиелинизации в области задних корешков и задних столбов спинного мозга, дегенеративные изменения в гипоталамусе, ретикулярной формации и симпатических ганглиях. Клинически — нарушение секреции слез, эритема кожи в связи с волнениями или после еды, пустулы на коже, повышенная потливость (особенно при волнении), затруднения при глотании, слюнотечение, эмоциональная лабильность, нарушения координации движений, гипо- или арефлексия, снижение болевой чувствительности. Иногда наблюдается повышение артериального давления, периодическая рвота, периодические лихорадочные состояния, поллакиурия, энурез, эпилептиформные припадки. В очень редких случаях — слабоумие.
Син.: семейная дизавтономия.
Раншбурга симптом [Ranschburg P., 1905]. Признак патологии речи, главным образом письменной. Созвучные (гомогенные) слоги или части слова сплавляются, контаминируются или наоборот, опускаются. Наблюдается при переутомлении как обмолвка и в рамках шизофазии.
Рапопорта проба [Рапопорт A.M., 1924]. Используется для диагностики опьянения. Основана на обнаружении в выдыхаемом воздухе паров этилового спирта. Реактив — смесь дистиллированной воды с химически чистой концентрированной серной кислотой и раствора перманганата калия. При продувании сквозь реактив воздуха, содержащего этиловый спирт, смесь обесцвечивается.
Раппорт (фр. rapport — связь, отношение). Контакт, устанавливающийся во время гипнотического сеанса между гипнотизируемым и гипнотизирующим Отличается высокой степенью избирательности восприятия вследствие суженного в гипнотическом состоянии сознания и наличия гипноидно-фазовых состояний коры головного мозга — относительно слабый вербальный раздражитель (то есть формула словесного внушения, гипнема) оказывается значимее, сильнее воздействий, поступающих из других источников.
Раптус. Приступы острого, исступленного возбуждения, вызванного чрезмерно сильным аффектом (тоски, страха).
Р. ипохондрический. Наблюдается в дебюте ипохондрических состояний или является следствием резкого обострения психоза. Характеризуется наплывом мучительных сенестопатических ощущений, тревожно-тоскливым аффектом, чувством страха, ожиданием на/двигающейся беды, смерти. Возможны суицидальные тенденции, агрессивные действия, направленные против не уделяющих, по мнению больного, ему должного внимания медицинских работников.
Р. истерический. Всегда возникает психогенно, отражает неприемлемость сложившейся ситуации. Характеризуется выраженным психомоторным возбуждением — больной мечется, причитает, в его высказываниях фигурируют неблагоприятно складывающиеся для него обстоятельства. Поведение больного рассчитано на привлечение внимания окружающих, театрально. Тем не менее, состояния Р.и. нельзя недооценивать в плане опасности для себя. Сознание часто сужено.
Р. кататонический. Импульсивное кататоническое возбуждение. Иногда стереотипно повторяется при повторении ситуации — прохождение мимо находящегося в кататоническом ступоре больного того же самого лица сопровождается импульсивным возбуждением с агрессивными тенденциями. Может возникать и без видимой внешней причины.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь