Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121997

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

510 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:
— материальное благополучие — «чтобы иметь материальные блага»;
— облегченное существование — «чтобы легче было жить»;
— лучшая жизнь — «чтобы лучше было жить»;
— желание избежать неприятности.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:
— хорошее взаимоотношение с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;
— альтруизм, возможность помогать другим.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:
— положительное отношение к себе людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;
— совершенствование — «чтобы совершенствовать себя»;
— самореализация.
Интересен тот факт, что установки, связанные с отношением к жизни, встречаются у людей несколько чаще, чем мотиваторы, характеризующие отношение к себе.
Побуждение к реализации потенциалов для человека естественно и необ-ходимо. Однако многие люди просто не видят своего потенциала. Они не только не замечают его существования, но часто и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже боять¬ся своих способностей, особенно если первичный опыт их проявления был неудачным, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.
Боязнь человека воплотить собственное желание стать тем, кем он может стать, является значительным препятствием на пути к самореализации. Что стоит за страхом человека потерять то, что имеешь, даже ценой отказа от более высокого уровня достижений? Маслоу дает следующий ответ: на пути мотивации роста стоит потребность в безопасности.
Процесс роста требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. А следовательно, и муже¬ства на пути движения к новому. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску бе-зопасности и защиты. Очевидно, что большинство людей среднего возраста склонны сохранять специфические привычки, тем более что для этого воз-раста характерна сложившаяся система взглядов и ценностей, старый, ус-тоявшийся стиль поведения, с трудом поддающийся корректировке. Реали-зация же потребности в самоактуализации требует от человека открытости новым идеям и опыту. В результате складывается ситуация, которую мож¬но было бы охарактеризовать как внутренний мотивационный конфликт по ткну «стремление — избегание» (Ильин Е. П., 2000). Это приводит к неудовлетворению мотивации роста или, по-другому, метапотребностей человека и формированию у него специфических состояний, связанных с этой неудовлетворенностью: апатии, отчуждения, депрессии и цинизма (Маслоу, 1998). Человек становится обывателем, живущим сегодняшним днем, «просто реагирующим на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других лю-дей, на рутинные каждодневные события» (Maslow, 1968, р. 61).
Мотивация роста (метапотребности) — потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.
Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате
борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовмести¬
мых мотивов.
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 511

Таким образом, многие люди среднего возраста, отказываясь от дальней-шего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознательно ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное простран-ство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой.
МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Выбор, сделанный в пользу безопасности и защищенности, побуждает человека среднего возраста обратить большее внимание на свои отношения внутри семьи.
f
МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах:
1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях.
2. Подмена собственной мотивации роста стимулированием развития мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализо-ванного жизненного сценария родителей.
Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение се-мейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье меж-ду детьми и стареющими родителями, люди среднего возраста обременены обязательствами по отношению к двум поколениям, а также по отношению к самому себе. Теперь они принимают на себя роль хранителя семьи, на-правляя свою активность на поддержание семейных традиций, достижений и сохранение семейной истории.
Проявлять заботу о близких людях человека побуждает чувство чьей-то значимости. По Эриксону, забота представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес» (Erikson, 1982, р. 67). Являясь основным лич-ностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чув-ство долга, но и естественное желание человека внести свой вклад в жизнь будущего поколения, а также проявить благодарность к тем, кто заботился о нем раньше.
Хранитель семьи — роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключа¬ющаяся в поддержании семейных тради¬ций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддерж¬ке связей со всеми членами семьи.
Для отношений между средним поколением, детьми и родителями часто бывают характерны попытки повлиять на поведение друг друга. При этом существует миф о том, что это влияние приводит к грубым размолвкам и разногласиям из-за различий в об¬разе жизни и ценностях. Тем не менее исследования показывают, что внутри семьи между поколени¬ями существует удивительная пре¬емственность в мотивационной на-правленности.

512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
В одном исследовании многие выпускники средней школы говорили о своих родителях (как правило, среднего возраста) примерно следующее: «Я не думаю, что у меня будут совершенно другие цели.... Когда они были в моем возрасте, они думали так же, только обычаи были немного другими» (Thursher, Spence & Lowenthal, 1974, p. 314. Цит. по: Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.).
Специфика возраста
Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возра¬ста, составляющая ведущую ценность этого поколения.
Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность лю¬дей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек посте¬пенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межлично¬стные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы де¬ятельности: личное здоровье, религию, работу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь