Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122002

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

504 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Продуктивность — плодотворность и результативность деятельности, отражение сте¬пени достижений в различных областях.
Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и без¬волию в деятельности и застою в достижениях.
Структура мотива — сочетание различных компонентов (интеллектуальных, эмоцио¬нальных, волевых и т. д.), которые обусловливают принятие человеком решения.
в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат. Побуждающей силой в этот период становятся сло-ва: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould R., 1978).
Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей: реализации своего творческого потенциала на фоне снижения профессио-нальной мобильности и ощущения сужающегося жизненного пространства; необходимости передать что-то следующему поколению, способному оце-нить продуктивность или инертность достигнутых человеком результа¬тов; корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть застоя и упущенных возможностей; заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовки к спокойной и обеспечен¬ной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие — рожде¬ние ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод — заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей (Sherman, 1987).
МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС
В свете изменений, происходящих в мотивационной сфере человека средних лет (около 45 лет), происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей, когда человек де-лает новую попытку понять, какие из них действительно имеют значение в жизни. Эта переоценка происходит в контексте трех связанных между со¬бой миров: личного мира, мира семьи и профессионального мира.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от
Мотивационный кризис — ситуация смены и/или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.
Мотивация достижения — устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в раз-личных видах деятельности.
Мотив власти — стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению дру¬гих людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.
Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

■ 505
ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жиз¬ни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной и профессио-нальной жизни (предложения новой работы, рождение детей, новая любовь и т. д.).
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС
Как показывают исследования, мотивационный кризис по-разному за-трагивает людей с различными жизненными мотивами. Так, люди, ведо¬мые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни (Куницына В. Н., 1995).
Вероятно, это обусловлено тем, что мотивация достижения тесно связа-на с такой базовой характеристикой индивида, как его самооценка. Меха-низм мотивации достижения, по определению Дж. Аткинсона,— это «спо-собность испытывать гордость за достигнутое», которая придает человеку уверенность в собственных силах (ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987). Дей-ствительно, особенностью людей с выраженным мотивом успешности дея-тельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверен-ностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки изменя-ется тем сильнее, чем продолжительнее является полоса неудач. Это обсто-ятельство связано с тем, что ситуация достижения, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с точки зрения достижения общей конечной цели. Достигнутое к середине жизни, то есть к 40-45 годам, является тем протяженным резуль-татом, который рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже оказывается достигнутое по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем силь¬нее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обо¬стряя мотивационный кризис даже на фоне внешне планомерного жизнен¬ного пути.
С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справить¬ся с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями. По мнению С. Л. Рубинштейна, свойства характера в ко-нечном итоге являются тем мотивом, который закономерно возникает при сходных обстоятельствах (Рубинштейн С. Я., 1970). Такими свойствами че-ловека с высоким уровнем потребности в достижениях являются:
— настойчивость в достижении своих целей;
— неудовлетворенность достигнутым;
— склонность сильно увлекаться работой;
— стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;
— потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел;
— готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуа-циях, чтобы совместно испытать радость успеха.
Опираясь на свои личностные качества, человек ставит перед собой оче-редные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.

506 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Смысл жизни — центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.
Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты ос-новного жизненного мотива — смысла жизни.
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря челове¬ком центрального жизненного мотива — смысла жизни, что определяется Эрихом Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности суще-ствования, потери смысложизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является при-чиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образо-вания, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).
В. Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Франкл В., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысложизненных целей. Это объясняется тем, что ос-мысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама не-обходимость их поиска.
Исследования
Психологические исследования смысложизненных ориентации взрослых людей в возрасте от 25 до 50 лет показывают, что уровень их удовлетворенности смыслом жизни ниже, чем удов¬летворенность жизнью вообще. Основной показатель осмысленности жизни у мужчин среднего возраста оказывается выше, чем у женщин, а у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных.
Наличие детей также повышает уровень осмысленности жизни.
Кроме того, была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, мак¬симумы ее приходятся на возрастные группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возраст от 30 до 50 лет (Муздыбаев К., 1981).
Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:
— цель, придающая направленность и временную перспективу;
— интерес, отражающий эмоциональную насыщенность и наполнен-ность смыслом;
— результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;
— локус контроля, показывающий представление о себе как о личнос¬ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;
— управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что че-ловеку дано контролировать свою жизнь.
Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно за-висят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за про-исходящие в его жизни события, то есть от уровня его интернальности. По



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь