Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52391

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психически больной. Страдающий психическим заболеванием, врожденным или приобретенными расстройствами психики.
Психические процессы. Отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования — П.п. ощущения, восприятия, мышления, памяти и т.д.
Психический распад. Глубокое расстройство психики, охватывающее все ее проявления, в первую очередь мышление и основные морально-этические свойства личности, протекающее с глубоким нарушением взаимодействия с окружающим миром и полной беспомощностью. Понятие, тождественное психическому маразму.
Психическое свойство. Категория, указывающая на известную устойчивость известных психических проявлений, присущую индивиду, на их преобладание в его психической деятельности, закрепленность и повторяемость в структуре личности. Примеры П.с. — тревожная мнительность, эмоциональная лабильность, гипертимность, интро- или экстравертированность и др.
Психическое состояние. 1. В психологии: понятие, используемое, в отличие от понятия «психический процесс», для изучения психики в статике. Одно и то же проявление психики может рассматриваться как процесс и состояние, например, аффект характеризует П.с. в определенный относительно ограниченный отрезок времени, но как психический процесс он характеризуется известной стадийностью развития эмоций.
2. В психиатрии: совокупность признаков расстройств психики и характеристика ее сохранных элементов, обнаруживаемые в определенный момент (при первичном осмотре, в процессе лечения, перед выпиской).
Психоанализ. См. Фрейда теория, Неофрейдизм.
Психобиограмма. См. Кречмера психобиограмма.
Психовалеология (лат. valetudo — здоровье, греч. logos — наука) [Милев В., 1985, 1988]. Комплекс научных дисциплин, изучающих проблемы психического здоровья человека — индивида, группы людей, народа. Включает в себя проблемы психогигиены и психопрофилактики, клинической психиатрии, использует широкий диапазон методов — общемедицинские, психологические, психофизиологические, психопатологические, генетические, социологические и др. Основные задачи: повышение и укрепление резистентности личности к стрессовым и особенно дистрессовым воздействиям; улучшение культуры интерперсональных отношений; воздействие на психику через соматическое оздоровление и др.
Психогении военного времени. Психогенно-реактивные состояния, обусловленные психическими травмами военного времени. Наиболее частые формы: острые аффектогенные (эмоциогенные) реакции, аффективные сужения сознания, псевдодементные формы, реактивные депрессии и параноиды [Иванов Ф.И., 1970].
Психогении следовые [Фрумкин Я.П., Лившиц С.М., Мизрухин И.А., 1966]. Отражение в содержании психопатологических проявлений психических травм прошлого, не связанных непосредственно с началом заболевания.
Психогения (психо + греч. genea — порождение). 1. Син.: психическая травма. 2. Психогенные заболевания, причиной которых является воздействие психической травмы — неврозы и реактивные психозы. 3. Психогенные наслоения в клинической картине психозов эндогенного и экзогенно-органического происхождения.
Психогенные развития личности. Один из вариантов патологического развития личности (наряду с патохарактерологическим развитием), приводит к образованию краевых психопатий. Включает в себя невротическое и постреактивное развитие личности.
Психогенный (психо + греч. genes — порождающий, вызывающий). Вызванный психогенией, психической травмой.
Психогигиена (психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как направленностью мероприятий соответственно основным возрастным периодам (например, П. детского возраста, юношества, пожилых людей), так и характеру деятельности человека (П. труда, П. школьная и т.д.).
Психодиагностика. Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.
Психодизлептики (псих + греч. dys — расстройство, нарушение функции, leptikos — способный взять). Группа средств психотропного действия, вызывающих у здоровых людей психические расстройства — иллюзии, яркие зрительные и слуховые галлюцинации, нарушения мышления, явления деперсонализации и дереализации, эйфорию. К П. относятся диэтиламид лизергиновой кислоты, диметилтриптамин, мескалин. Лечебного значения П. не имеют, однако употребляются наркоманами.
Син.: галлюциногены, психотомиметики.
Психодрама. См. Морено метод психодрамы.
Психоза структура по Бирнбауму [Birnbaum К., 1919]. Представление о структуре психоза как о сложном комплексе, в формировании которого принимают участие факторы патогенетические, патопластические и предрасполагающие. К предрасполагающим относятся и этопластические факторы, обусловленные соответствующими чертами характера. В каждом психозе различаются моменты эндогенные, экзогенные, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и органические. Их соотношение определяет нозологическую индивидуальность психоза. Такое понимание структуры психоза приводит к необходимости сложного диагноза, многомерной, полидименсиональной диагностики.
См. Диагностика полидименсиональная.
Психозов систематика по Вику [Wieck H.H., 1961]. Разделение экзогенных психозов на функциональные (обратимые) и протекающие с образованием органического дефектсиндрома.
Психозомиметические вещества (психоз + греч. mimetikos — подражающий). См. Психодизлептики.
Психозы (псих + оз). Выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и др.).
П. акинетический. См. П. двигательный.
П. акрихиновый. Острый экзогенный П., протекающий чаще с маниоформным возбуждением, реже — с депрессией, ступором. Возможны различные степени помрачения сознания, галлюцинаторные переживания, при выраженной интоксикации развивается картина делирия.
П. антабусные. Наблюдаются при лечении алкоголизма антабусом (тетурамом) как непосредственно в процессе лечения, так и спустя несколько месяцев после окончания антабусной терапии. В их течении выделяют 3 стадии: продрома, кульминации психоза и выхода из него. Стержневую роль (осевого синдрома) при П.а. приобретает аментивно-ступидный, как бы сочетающий элементы аменций и «острой деменции» [Зальцман Г.Я., Попова Л.П., 1983]. Те же авторы клинико-феноменологически выделяют 5 вариантов П.а.: 1) аментивно-ступидный вариант, 2) варианте фрагментарными галлюцинаторными и бредовыми расстройствами, 3) делириозно-онейроидный, 4) острый бредовой, 5) аффективный. Аментивно-ступидный синдром присутствует во всех вариантах, однако в первом им определяется преимущественно вся клиническая картина. Выход в астеническое состояние.
Син.: П. тетурамовые.
П. алкогольные. Развиваются во II-III стадиях алкоголизма. Наиболее частые формы — белая горячка пьяниц (алкогольный делирий), алкогольный галлюциноз (острый и, значительно реже, хронический), алкогольные бредовые П. (острый, абортивный, затяжной параноиды, алкогольный бред ревности, принимающий хроническое течение). П.а. могут быть сложными по структуре — в клинике поочередно сменяются картины острых психозов — параноида, вербального галлюциноза, делирия. П.а. возникают при большой давности течения алкоголизма, поражении внутренних органов и метаболизма, в связи с чем в последнее время принято называть их металкогольными.
П. астматоловый. Острый экзогенный П., вызванный интоксикацией астматолом. Характеризуется картиной делирия (см. Делирий астматоловый), протекающего на фоне гипоманиакального аффекта, с вегетативными расстройствами и нарушениями схемы тела. Длится 1 -3 дня.
П. атропиновый. Острый экзогенный П., возникающий при интоксикации атропином (прием атропиносодержащих медикаментозных средств, поедание коробочек мака, листьев белены, красавки детьми). В психиатрической практике П.а. наблюдается при передозировке корректоров при лечении нейролептиками. Характерно резкое психомоторное возбуждение, протекающее с картиной делирия (см. Делирий атропиновый), с обильными зрительными, слуховыми и тактильными галлюцинациями, аффектом страха и тревоги. Обычно длится 2-3 дня, но при значительной дозировке возможны коматозные расстройства сознания и летальный исход.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь