Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52394

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Псевдотумор (псевдо + лат. tumor — опухоль). Ложная опухоль. Псевдотуморозный синдром развивается при различных органических поражениях головного мозга неопухолевого генеза, наиболее часто при сосудистых заболеваниях (в связи с аневризмой сосудов головного мозга, особенно интракраниального отдела внутренней сонной артерии, при гипертонической болезни). В первом случае клиника характеризуется периодической мучительной болью в глазу и половине лба, зрительными нарушениями (амавроз, скотома, височная квадрантная гемианопсия), парезом или параличом глазодвигательного, отводящего и тройничного нервов; во втором — напоминает картины опухоли головного мозга лобной локализации (головные боли, эйфория, иногда мория, раздражительность, гневливость, брадипсихизм). При П. сосудистого генеза обнаруживаются явления гипертензионного синдрома. П. наблюдается также при одном из вариантов течения лейкоэнцефалита Шильдера.
Псевдошизофрения (псевдо + шизофрения) [Rumke H.С., 1958; Zec N., 1966]. Психотические состояния, внешне напоминающие по своей клинической картине шизофрению, но отличающиеся иным генезом симптомов и своеобразием течения. По N. Zec, различаются три группы псевдошизофренических синдромов:
I. Эпилептоидная П. характеризуется бредовыми идеями, слуховыми галлюцинациями, явлениями деперсонализации и дереализации, возникающими чаще всего после прекращения эпилептических припадков или в связи с кратковременными состояниями помраченного сознания. При отсутствии эпилептического анамнеза важное диагностическое значение приобретают характерные изменения ЭЭГ и успешность противоэпилептической терапии.
II. Невротическая П. возникает у невротиков и сенситивных личностей. Реактивно-психогенное начало. Типичны идеи самообвинения и греховности, упорные суицидальные попытки. Отмечается кататоническая и гебефренная симптоматика.
III. Симптоматическая П. соответствует представлениям о соматогенно-обусловленных (экзогенных) психозах, протекающих с шизоформной симптоматикой.
Для всех форм характерно отсутствие отчужденности, больные остаются доступными, эмоционально сохранными.
Психагогика (греч. psychagogia — привлечение души, убеждение) (Kronfeld A., 1924, 1927]. Один из методов рациональной психотерапии, метод лечебного обучения, воспитания и перевоспитания больного. Под П. понимают все способы, приемы лечебно-воспитательной работы с больным, не основанные на внушении (хотя и не исключающие его) и проводимые в состоянии бодрствования. Основная идея П. — обращение к разуму больного, переубеждение его доводами [Bilikiewicz Т., 1976].
Психалгия (псих + греч. algos — боль). 1. Телесное чувство боли, возникшее психогенно, протекающее обычно на фоне симптомов вегетативных расстройств, сопровождается аффектом тревоги и страха. Наблюдается при неврозах, особенно истерическом.
Син.: невралгия истерическая.
2. Чувство боли без четких анатомических границ, лишенной какого-либо телесного субстрата. Чаще всего это боли в голове, груди, сердце. Нередко эта боль трактуется как соматическое проявление страха. Типический симптом эндогенной депрессии и шизофрении по U.H. Peters [1977]. К такому пониманию П. близок и В.А. Жмуров [1988], понимающий ее как мучительную душевную боль и описывающий ее в структуре меланхолического синдрома в качестве признака витальности психических переживаний.
Психастения (псих + астения). 1. Син. невроза навязчивых состояний (устар. и нерекомендуемый). 2. Форма психопатий, основными чертами которой, по П.Б. Ганнушкину [1933], являются «крайняя нерешительность, боязливость и постоянная наклонность к сомнениям» (см. Патологические сомнения). Характер психастеника определяется тревожной мнительностью, неуверенностью в себе, однако нередко у психастеников проявляются компенсаторные черты личности в виде эпилептоидных компонентов (торпидность, ригидность, застревание эмоций и мыслительной деятельности, педантичность) [Janet P., 1908]. Такая «сверхточность» при психастенической акцентуации личности и психопатии, по K. Leonhard [1964, 1968], вместо компенсации личностной дезадаптации приводит к усугублению, заострению выраженности аномальных черт, невротическим срывам. У психастеников особенно легко развивается и принимает затяжное течение невроз навязчивых состояний.
Психиатр (псих + греч. iatros — врач). Врач, получивший специальную подготовку (в интернатуре, на курсах усовершенствования) по психиатрии и владеющий методами диагностики, лечения, профилактики и экспертизы психических заболеваний.
Психиатрия (псих + греч. iatreia — врачевание, лечение). Клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы диагностики, прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социально-трудовой реабилитации. В П. выделяют такие разделы как П. организационная, "возрастная (детская, подростковая, геронтологическая), военная, реабилитационная, социальная (изучает роль социальных факторов в происхождении психических заболеваний и в проведении реабилитационной работы), судебная, эндокринологическая.
Психиатрия «вращающихся дверей». Особенность лечения психически больных, характеризующаяся частыми повторными госпитализациями вследствие нестойкости достигаемого медикаментозными средствами терапевтического эффекта и отсутствия систематизированного поддерживающего лечения.
Психиатрия общая. Раздел П., изучающий общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.
Син.: психопатология общая.
Психиатрия пограничная. Раздел П., изучающий неврозы, неврозоподобные состояния, психопатии и реактивные состояния непсихотического уровня.
Син.: П. малая.
Психиатрия частная. Раздел П., изучающий отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, лечение, вопросы экспертизы при них.
Психика (греч. psychikos — относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное).
Син.: психическая деятельность.
Психическая активность. Одна из характеристик психики, от которой зависит продуктивность психической деятельности. Определяется индивидуально-личностными свойствами человека, присущим ему уровнем побуждений, жизненным тонусом. Не является категорией константной. Можно судить о преимущественном для определенной личности уровне П.а., однако на протяжении жизни она претерпевает подъем и спады, зависящие как от биологических, так и от социальных моментов. П.а. не всегда соответствует уровню протекания мыслительной деятельности, способностям человека, из-за чего в ряде случаев при выраженной П.а. достижения могут быть незначительными.
Психическая диссоциация. Нарушение внутренней связи, последовательности и согласованности психических процессов. См. Атаксия интрапсихическая. Расщепление, Дезагрегация.
Психическая заторможенность. Замедление темпа протекания психических процессов, психомоторики. Наиболее часто встречается при депрессиях, эпилепсии, постэнцефалитическом паркинсонизме. См. Брадипсихизм.
Психическая нагрузка. Уровень рабочей нагрузки, выполняемой преимущественно за счет психической деятельности человека в зависимости от условий его работы и обусловленного ими объема переработки информации. Условно различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и интеллектуальную П.н., однако такое разделение относительно и возможно только при учете превалирования какого-либо фактора нагрузки.
Психическая незрелость. См. Инфантилизм психический.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь