Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52386

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Прогерия (греч. progeros — преждевременно состарившийся). См. Вернера синдром, Гетчинсона—Гильфорда синдром.
Прогноз болезни (греч. pro — приставка, обозначающая «находящийся перед чем-либо», «предшествующий чему-либо», gnosis — знание). Обоснованное на данных клиники и этиопатогенеза предположение о дальнейшем течении и исходе болезни.
Прогноз восстановления функций. Прогностическое предположение о компенсаторных возможностях индивидуума, учитывающее как общие положения о функциональной сохранности органов и систем при данном заболевании, так и индивидуальные (биологические и личностные) особенности индивидуума. Играет важную роль при врачебно-трудовой и медико-педагогической экспертизе.
Прогноз социально-психиатрический. Прогностическое предположение о возможностях социально-трудовой реабилитации больного и наиболее рациональных методах ее осуществления.
Прогноз трудовой. Прогностическое предположение о возможной трудоспособности больного в будущем и выбор в соответствии с этим наиболее соответствующих особенностям течения болезни, профессии больного до заболевания и соотношению в клинике функциональных и морфологически-деструктивных проявлений поражения ЦНС трудовых рекомендаций.
Прогредиентность (лат. progredior — идти вперед). Признак, характерный для психических заболеваний, протекающих по процессуальному типу, как эндогенных (шизофрения), так и ряда органических (эпилепсия, старческое слабоумие, болезни Пика и Альцгеймера и др.). П. может быть неуклонной, непрерывной, но наряду с этим наблюдается прогредиентное течение с остановками, ремиссиями. Пример непрерывно-прогредиентного течения — соответствующая форма шизофрении, атрофические психозы. Прогредиентность второго типа наблюдается при приступообразной, рекуррентной шизофрении, церебральном атеросклерозе.
Продром (греч. prodromos - бегущий впереди). См. Предвестник болезни.
Продромальный период. Стадия болезни, предшествующая ее основным клиническим проявлениям, манифестации, например, астения в начале прогрессивного паралича.
Проективные методики [Frank L.K., 1939]. Понятие, введенное для объединения ряда психологических методик по общему для них принципу выявления специфических личностных особенностей в ситуации эксперимента, отличающейся неопределенностью стимульного материала. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, по которой внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий на психику, проективные психологические методы можно рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, базирующиеся на создании специфической пластической стимульной ситуации. Такого рода экспериментальная ситуация в силу активности процесса восприятия создает условия, благоприятные для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности [Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1976, 1978]. По Е.Т. Соколовой [1980] проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является чуть ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Различают следующие группы проективных методов: 1) методы структурирования (Роршаха тест); 2) методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Лёвенфельд—Бюлер тест миросозидания); 3) методы дополнения (Закса—Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4) методы катарзиса (Морено психодрама); 5) методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6) методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дома — дерева — человека).
Проекция. Один из механизмов психологической защиты. Бессознательная попытка освободиться от неприемлемой, навязчивой тенденции (мысли, чувства, мотивы), приписывая их другим. Так, окружающим приписываются собственные отрицательные черты. Невозможность объективно оценить себя с помощью механизма проекции приводит к интактности морального самосознания, к убежденности в том, что происшедшие неприятные события являются результатом личностных особенностей и проявлением деятельности других людей.
Прозопагнозия (греч. prosopon — лицо, а — не, gnosis — познание) [Bodamer J., 1947]. См. Агнозия.
Промышленная реабилитация. Метод трудовой терапии на промышленном производстве. Больной перемещается из психиатрического стационара в общество здоровых людей, участвует в коллективном труде. Включает в себя элементы трудовой терапии, терапии средой, терапии занятостью. Речь идет о социотерапии в условиях открытого производства. Программа участия в трудовых процессах индивидуализирована и осуществляется под медицинским контролем. Вовлечение в трудовые процессы с дальнейшим трудообучением и трудоустройством носит поэтапный, ступенчатый характер.
Проприоцептор (лат. proprius — собственный + рецептор). Нервные окончания, расположенные в тканях мышечно-суставного аппарата, воспринимающие их растяжение и сокращение. Периферическое звено анализатора мышечно-суставной чувствительности, проприоцепции.
Пропульсия (лат. propello — толкать вперед). Непреодолимое ускорение движения туловища больного вперед при ходьбе или после легкого толчка. Наблюдается при болезни Паркинсона и паркинсонизме.
Проскинезия (греч. pros — сверх того, еще, kinesis — движение) [Leonhard К., 1936]. Симптом кататонии, заключающийся в том, что любое внешнее раздражение вызывает двигательную реакцию.
Просоночное состояние патологическое. Разновидность исключительных состояний, расстройство пробуждения ото сна. Пробуждение после глубокого сна носит неполный характер, переход отдельных систем головного мозга от сна к бодрствованию неравномерен. При «пробуждении» относительно более простых двигательных функций остается заторможенным сознание. Это приводит к помрачению сознания по сумеречному типу с глубокой дезориентировкой. Под влиянием иллюзорных и галлюцинаторных переживаний в сумеречном состоянии больные могут совершать ряд автоматизированных, неосознаваемых действий, часто опасных для себя и окружающих. После окончательного пробуждения — амнезия. Важную роль в этиопатогенезе играют резидуально-органическая патология головного мозга и временно действующие патогенные факторы (алкоголь), отмечается также роль предшествующего эмоционального напряжения, переутомления, вынужденной бессонницы, соматогенной астенизации [Морозов Г.В., 1988]. Ср.: опьянение сном.
Протопопова триада [Протопопов В.П., 1920]. Симптомы, обусловленные нарушениями деятельности автономной нервной системы (симпатикотония) при циркулярном психозе: учащение пульса, расширение зрачков, склонность к запорам. Наблюдается в остром периоде болезни, при депрессивной (главным образом), но и при маниакальной фазах.
Протрагированный (лат. protraho — затягивать). Затянувшийся, затяжной. Например, П. реактивное состояние, П. сумеречное состояние, П. инсулиновый шок.
Протромбиновый индекс. Показатель, сравнивающий протромбиновое время (продолжительность в секундах свертывания сыворотки крови с образованием сгустка в присутствии тромбопластина и солей кальция) обследуемого больного со стандартными нормативами. Выражается в процентах. Характеристика П.и. важна для начала проведения терапии нейролептиками.
Профилактика (греч. prophilaktikos — предохранительный). Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания или его рецидива. Задачи П.: 1. Предотвращение действия на организм болезнетворных причин. 2. Предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения. 3. Предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
Профундосомния (лат. profundus — глубокий, somnus — сон) [Буянов М.И., 1985]. Чрезмерно глубокий сон, протекающий практически без сновидений; спящего трудно разбудить. При П. у детей наблюдается недержание мочи и кала.
Процесс-психоз. Термин был предложен Н.П. Бруханским [1934], различавший П.-п. как самостоятельное заболевание, близкое, по нашим представлениям, ядерной шизофрении и противопоставлявшим его так называемой «шизофрении развития». Эта точка зрения не получила дальнейшего развития. В настоящее время термин П.-п. употребляется крайне редко и обозначает эндогенное прогредиентное психическое заболевание, приводящее к стойким, необратимым изменениям личности.
Псевдоабсанс височный (греч. pseudo — ложь, фр. absence — отсутствие) [Gastaut H., 1954]. Несудорожные эпилептические припадки, напоминающие истинные абсансы, но отличающиеся отсутствием характерных для них комплексов пик-волна с частотой 2-3 в 1 с. Рассматриваются как упорядоченные, редуцированные моторные припадки. Характерно кратковременное помрачение или выключение сознания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь