Фрейд Зигмунд. Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи (dementia paranoides)

Категория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 7128



– Слова, которыми Шребер излагает свою теорию, выделены курсивом у него самого, и он прибавляет сноску, в которой настойчиво утверждает, что это можно использовать для объяснения наследственности: “Мужское семя,” пишет он, “содержит нерв, принадлежащий отцу, и он объединяется с нервом, взятым из тела матери, и вместе они образуют новое единство. (7). Здесь , таким образом, мы имеем перенесение качества, в реальности свойственного сперматозоидам, на нервы, что даёт возможность предположить, что “нервы” Шребера развились из круга идей, связанных с сексуальностью. Весьма часто в Мемуарах случайное замечание о каком-либо элементе фантазийной системы даёт нам необходимое указание на происхождение фантазии, а также о её значении.

– В этой связи см. ниже мои рассуждения о значении солнца. – Сравнение (или. Скорее слияние) лучей и нервов, возможно, основывалось на линейном характере, который свойствен и тем, и другим. – Кстати, лучи-нервы – сочетание не менее причудливое, чем сперматозоиды-нервы.

– На “основном языке” (см. ниже) это описывается как “вступление с ними в связь через нервы”.

– Мы в последствии обнаружим, что на этом факте основана некоторая критика Бога.

--[см. примечание 22]

– Это заключается, в основном, в чувстве сладострастия (см. ниже). [Немецкое слово, переведённое здесь как “состояние блаженства” – “Seligkeit”, буквально, “состояние благословлённости”. “Selig” употребляется в различных значениях: “благословенный”, “блаженствующий”, а также, эвфемистически, “мёртвый”. (см. другое примечание Фрейда, ниже)]

– В одном единственном случае за время его болезни пациент заявлял, что имел привилегию духовными взорами лицезреть Бога Всемогущего прямо перед собой ясно и вне какого-либо перевоплощения. В этот раз Бог произнёс очень распространённое в “основном языке”, и очень сильное, хотя и не слишком приятное слово – “Шлюха!” [По-немецки “Luder”. Этот ругательный термин иногда употребляется в отношении мужчин, хотя гораздо чаще оно относится к женщинам. – Фрейд возвращается к обсуждению “основного языка” в конце лекции Х в своих Вступительных Письмах(1916-17)]

– Примечание к странице 20 заставляет нас предположить, что один отрывок из “Манфреда” Байрона мог определить шреберов выбор имён персидских божеств. Далее мы столкнёмся с другими указаниями на влияние этой поэмы на него.

– “Предположение, что это было всего лишь фантазией в моём случае, кажется мне по самой природе вещей психологически невероятным. Так как фантазии об общении с Богом или с душами умерших могут возникнуть лишь в сознании тех лиц, которые до впадения в состояние патологического нервного возбуждения, уже глубоко верили в Бога и бессмертие души. В моём случае. Однако, это было вовсе не так, как я уже объяснял в начале этой главы.” (79)

– В примечании к этому месту автор пытается смягчить резкость слова “вероломство”, ссылаясь на один из аргументов своей теодицеи. Последние мы вскоре рассмотрим.

– Это признание в удовольствии от экскреторного процесса, которое мы привыкли рассматривать как один из автоэротических компонентов детской сексуальности, можно сравнить с замечаниями маленького Ганса в моём “Анализе фобии у пятилетнего мальчика”.

– Даже на основном языке иногда случалось, что Бог был не оскорбителем, а оскорбляемым. Например: “ Чёрт побери! Подумать только – чтобы Бог позволял себя тр—ть!”

-- [Слово в скобках было добавлено в 1924].

-- [См. примеч. 28]

– Было бы гораздо более в соответствии с исполнением мечтаний, предоставляемым загробной жизнью, если бы нам наконец-то было позволено быть свободными от половых различий.

 Und jene himmlischen Gestalten

 sie fragen nicht nach Mann und Weib.

[ Из песни Миньона в Wilhelm Meisters Lehrjahre Гёте, Книга VIII, глава 2.

И те спокойные сияющие сыны утра

Не спрашивают, кто девушка, а кто мальчик.

– Возможность такого открытия в сочинениях Шребера более глубокого смысла обсуждается ниже.

– См. примечание 28. Крайние случаи двух способов употребления этого слова находят в фразе “Mein seliger Vater” [“мой покойный отец”] и в этих строках из дуэта в Доне Джованни:

Ja, dein zu sein auf ewig,

wie selig werd’ ich sein.

[Ах, быть твоим навеки—

Как счастлив буду я!]

Но тот факт, что то же самое слово может употребляться в нвшем языке в двух настолько разных ситуациях не может не иметь какого-то значения.

– “Когда моральное разложение (“сладострастные излишества”) или, возможно, нервное расстройство достаточно сильно овладело всем населением всякого участка земли”, тогда, считает Шребер, учитывая библейские истории о Содоме и Гоморре и т.д., данный мир окончиться катастрофическим концом (52) –“[Слухи] сеяли страх и ужас среди людей, подрывали основы религии, и распространяли общие нервные расстройства и аморальность, так что ужасные моры опустились на человечество” (91) – “Так, вполне возможно, что под “Князем тьмы” души подразумевают загадочную силу, которая стала в некотором смысле враждебна Богу, в результате морального разложения среди людей или общего состояния чрезмерного нервного возбуждения, сопровождающего сверх-цивилизацию.” (163)

– В связи со своими фантазиями он пишет: “Это притяжение [т.е. притяжение. Оказываемое Шребером на нервы Бога] тем не менее, утрачивало свою угрозу для этих нервов, если, проникая в моё тело, они сталкивались с чувством духовного сладострастия, которое передавалось и им. Так как, если это происходило, они находили эквивалентную или практически эквивалентную замену состояния небесного блаженства, которое само по себе сродни роду сладострастного наслаждения, в моём теле.” (179-180)

– “В моём теле произошло нечто подобное зачатию Иисуса Христа непорочной девой, т.е. в женщине, никогда не имевшей половых сношений с мужчиной. В двух разных ситуациях (и во время моего нахождения в клинике доктора Флехьсига) у меня были женские гениталии, хотя и не вполне развитые, и я чувствовал шевеление в своём теле, как то. Что возникает от роста человеческого эмбриона. Нервы Бога, соответствующие мужскому семени, с помощью божественного чуда оказались в моём теле, и призошло оплодотворение.” (Вступление, 4.) [В книге Шребера есть и предисловие и вступление, также как и вступительное “Открытое Письмо Профессору Флехьсигу”].

-- [Немецкое “Leichengift, буквально, “трупный яд”]

– [ “Сантьяго” или “Карфаген”,

 “Китайцы” или “Иисус Христос”,

 “Закат” или “Бездыханность”,

 “Ахриман” или “Фермер”.]

– “Когда мы изучаем содержание этого документа”, -- пишет д-р Вебер в своём рапорте, “и задумываемся над многочисленными признаниями в отношении самого себя и посторонних, которые там содержатся, когда мы видим бесстыдную манеру, в которой описываются ситуации и события весьма деликатного характера, и в самом деле, в эстетическом отношении, совершенно невозможные, когда мы видим его использование самых грубых и оскорбительных выражений и так далее, мы совершенно не в состоянии понять, как человек, во всех остальных ситуациях отличающийся своим тактом и утончённостью, может желать сделать столь компрометирующий для себя в глазах общества шаг, если мы только не примем в расчёт тот факт, что...” и так далее (402) Разумеется, вряд и можно ожидать, что история болезни, направленная на изображение повреждённого рассудка и его попыток восстановить себя, может отличаться “сдержанностью” и “эстетическими” достоинствами.

– “Даже теперь эти голоса, которые говорят со мной, кричат мне ваше имя сотни раз в день. Они называют вас в некоторых часто повторяющихся ситуациях, и в особенности, как нанесшего первое перенесённое мною увечье. И тем не менее, отношения, существовавшие между нами некоторое время, отошли, по крайней мере для меня, на задний план; так что сам я вряд ли имел бы причины постоянно вспоминать вас, а тем более вспоминать связанные с вами чувства негодования.” (“Открытое Письмо к Профессору Флехьсигу”)

-- [“Wahnbildungsarbeit”. Это параллель с “Traumarbeit” (“работой мечты”), термином, используемым в Интерпретации Снов, глава VI]

-- [ “Reinigung”. Только в первом издании, “Peinigung” (“мучение”), разумеется, опечатка]. – Согласно другой, весьма значительной версии, которая, тем не менее, была вскоре отвергнута, профессор Флехьсиг застрелился или в Вайссенбурге в Эльзасе или в полицейской камере в Лейпциге. Пациент видел, как мимо прошла его похоронная процессия, хотя она двигалась и не в том направлении, которое следовало ожидать из-за взаимоположения университетской клиники и кладбища. В других ситуациях Флехьсиг встречался ему в компании полицейского или разговаривая со своей, Флехьсига, женой. Шребер присутствовал при этом разговоре методом “ связи с помощью нервов” и в ходе беседы профессор Флехьсиг назвал себя “Богом Флехьсигом” в присутствии своей жены, так что она была склонна думать, что он сошёл с ума.(82)

-- [В Линденхофе]

– Голоса сообщили ему, что в ходе официального допроса этот фон В. Сделал несколько ложных утверждений относительно него, то ли специально, то ли по ошибке, и в особенности обвинял его в мастурбации. В наказании за это он теперь был должен прислуживать пациенту. (108)




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Холмс Пол - Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама
  • Метапсихология; metapsychology
  • Тобиас Лестер - Психологическое кансультирование и менеджмент. Взгляд клинициста
  • Винникот Д.В - Разговор с родителями
  • Паранойя; paranoia
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Кроль Леонид, Михайлова Екатерина. - Тренинг тренеров. Как закалялась сталь.
  • Парафрения; рагарhreniа
  • Келлерман Питер - Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Навязчивость, паранойя и перверсия.
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Адлер Альфред - Практика и теория индивидуальной психологии
  • Мигель Серрано "Последняя встреча с Карлом Юнгом"
  • Психоневроз защиты; defence neuro-psychosi
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Бейлькин М. - Медицинские и социальные проблемы однополого влечения
  • Винникот Д.В. - Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки
  • Шарп Дарел - Типы личности. Юнговская типологическая модель
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Репрезентация (-top) психическая (ий) (а); psychical representative
  • Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representative
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Вайсс Джозеф - Как работает психотерапия. Процесс и техника
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Действие специфическое; specific action
  • Вытеснение; repression
  • Правило основное; fundamental rule
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Зейга Дж.К. - Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном
  • Деменция параноидная; dementia paranoides
  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Подавление; suppression
  • Последействие; differed action
  • Отрицание, отказ; negation
  • (Само) отождествление; identification
  • Влечения Я
  • Нойманн Эрих - Глубинная психология и новая этика
  • Психоз; psychosis
  • Представление; idea or presentation
  • Первосцена; primal scene
  • Процесс первичный, процесс вторичный; primary process, secondary process
  • Проекция; projection
  • Давление (влечений); pressure
  • Потребность в наказании; need for punishment
  • Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа
  • Рационализация; rationalization
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Ференци Шандор - Теория и практика психоанализа
  • Нагрузка; cathexis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь