Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52378

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Парасомния (пара + греч. somnus — сон). Общее название нарушений сна.
Паратимия (пара + греч. thymos — настроение, чувство). Несоответствие аффективных проявлений вызвавшей их причине, ситуации, содержанию сознания в это время: например, плач при радостном известии. П. бредовая — несоответствие содержания бреда эмоциональному фону, например, мегаломанический бред при наличии апатических изменений аффективности.
Парафазия (пара + греч. phasis — речь). Искажение отдельных элементов речи — замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (П. вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (П. литеральная). Единичные эпизодические П. наблюдаются и вне рамок афазий при диффузных органических поражениях головного мозга, например, при безинсультном течении церебрального атеросклероза. Наиболее часто П. наблюдается в рамках афатичсских синдромов. При моторной афазии — это нарушения структуры слова, при сенсорной в более легких, транскортикальных формах, обнаруживаются вербальные П., а при значительной тяжести поражения появляются литеральные — замены звуков при сохранении рисунка слова [Бейн Э.С., 1964].
Парафилия (пара + греч. philia — любовь, склонность). См. Половое извращение.
Парафрения (пара + греч. phren — ум, разум). [Kraepelin E., 1913]. Первоначально была выделена как отдельная нозологическая форма, характеризующаяся своеобразной клинической картиной, в первую очередь наличием парафренного бреда (см.), систематизированного или несистематизированного, фантастического, с идеями величия, преследования, конфабуляциями, ретроспективными тенденциями в бредообразовании, галлюцинациями, ложными узнаваниями. В последующем рассматривались синдромологически, в структуре различных психозов — шизофрении, инволюционных, органически обусловленных. Еще в период признания П. отдельной нозологической формой E. Kraepelin выделил следующие ее формы: 1) систематическую, характеризующуюся сменой бредовых идей преследования относительно стабильным бредом большого масштаба, идеями величия, при сохранности интеллекта и памяти, достаточной эмоциональной живости и значительной роли слуховых галлюцинаций; 2) фантастическую — в клинической картине преобладают неустойчивые, легко возникающие и легко сменяющиеся другими, крайне нелепые бредовые идеи, по своей направленности преимущественно относящиеся к идеям величия; 3) конфабуляторную — с типичным для нее конфабуляторным бредом и возникновением галлюцинаций даже вне наличия явных расстройств памяти; 4) экспансивную — типичные бредовые идеи величия, протекающие при гипертимии, иногда с галлюцинациями. В настоящее время парафренное бредообразование рассматривается большинством психиатров в синдромологическом аспекте как тип течения группы параноидных симптомокомплексов различного происхождения [Фрумкин Я.П., 1939]. Систематическая и экспансивная формы парафрении чаще всего наблюдаются при шизофрении как одна из стадий динамики бреда и при длительном течении сменяются картинами типичного исходного состояния. Конфабуляторная и фантастические формы чаще наблюдаются при экзогенно-органических заболевания головного мозга, особенно в позднем возрасте. Выделяют также галлюцинаторную парафрению, в клинической картине которой преобладают галлюцинаторные переживания, чаще — вербальные псевдогаллюцинации и сенестопатии [Коган Я.М., 1941; Петрова Э.С., 1967]. Л.М. Халецкий [1973] отмечал типичную для шизофрении особенность парафренного синдрома — при смене им параноидного синдрома происходит замещение отрицательного варианта синдрома Кандинского—Клерамбо положительным, тягостное чувство воздействия, управляемости, безволия заменяется контрастным, положительным чувством «сделанного» обновления, больной сам становится обладателем особой силы, новых знаний, власти над миром.
П. инволюционная [Serko A., 1919]. Бредовой психоз позднего возраста. Характерны бредовые идеи воздействия и преследования, нередко приводящие к изменению оценки собственной личности. В содержании бреда большую роль играют сексуальные мотивы. Отмечаются обманы памяти (конфабуляции), колебания настроения, меняется речь.
П. меланхолическая. Эндогенные депрессии преимущественно позднего возраста, являющиеся кульминацией депрессии с бредом. Депрессивные идеи (самообвинения, ипохондрические, самоуничижения) носят фантастический характер. Нередко они сочетаются с нигилистическим бредом и бредом громадности (Котара синдром). Отсутствие сновидно-онейроидных расстройств и нарушений самосознания личности является доказательством фазно-аффективной природы П.м. [Пападопулос Т.Ф., Шахматова-Павлова И.В., 1983].
П. острая. Приступ шизофрении, протекающей с парафренным синдромом и преходящими кататоническими включениями. Характерен несистематизированный чувственный и образный бред [Вертоградова О.П., 1976].
П. поздняя [Roth M., 1965]. Психоз, возникающий в возрасте 75-80 лет и характеризующийся высокосистематизированным парафренным бредом. Характерны бредовые идеи ущерба, обкрадывания, эротического содержания. Возможна депрессивная окраска. Часты слуховые галлюцинации. Длительное время — правильная ориентировка, хороший контакт, сохранность памяти и внимания. В ряде случаев со временем образуется психический дефект, характерный для сенильной деменции. П.п. рассматривалась автором как форма старческой шизофрении. В настоящее время относится к группе эндоформных психозов позднего возраста.
П. пресенильная [Albrecht F., 1914]. Психоз, описанный преимущественно у женщин в инволюционном возрасте, в 45-55 лет. Для клиники характерно сочетание систематизированного бредового синдрома (идеи отношения, преследования, величия, нередко — сексуального характера) со слуховыми галлюцинациями.
П. эротическая [Carpas M.J., 1915]. Заболевание, наблюдающееся преимущественно у женщин в возрасте 40-50 лет, часто неблагополучных в семейной жизни, и характеризующееся слуховыми галлюцинациями эротического содержания, иногда — угрожающими. Галлюцинации содержат упреки в безнравственных поступках, развратности, обвинения в изменах мужу. Иногда галлюциноз сопровождается бредовыми идеями преследования и отношения, также эротически окрашенными. Начало подострое, течение приступообразное. По современным представлениям, относится к хроническим галлюцинозам пожилого возраста.
Парашизофрения (пара + шизофрения) [Зурабашвили А.Д., 1976]. Шизофреноподобные состояния реактивной природы. Несмотря на внешнее сходство симптоматики, своей клинической сущностью и прогнозом они в корне отличаются от истинной шизофрении. Характерна большая, чем при шизофрении, терапевтическая податливость, особенно по отношению к психотерапии. Парашизофрення относится к группе шизоаффективных психозов.
Паргедония (пара + греч. hedone — удовольствие, наслаждение). Половая перверсия, получение полового удовлетворения неадекватным способом, например, при фетишизме у мужчин — рассматриванием предметов женского туалета, манипулированием с ними.
Парез (греч. paresis — ослабление). Уменьшение силы и (или) амплитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответствующих мышц.
Парейдолии (пар + греч. eidolon — изображение). [Kahlbaum К., 1866; Jaspers К., 1913]. Разновидность зрительных иллюзий. Ложные изображения возникают при иллюзорном восприятии реального объекта. Разворачиваются на плоскости, например, при рассматривании рисунка обоев па стене больному видятся изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. Основой иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Относятся к сенсорным иллюзиям дополнения [Фотьянов М.И., 1976].
Син.: иллюзии парейдолические.
Парергазия (греч. para — около, рядом, ergasia — работа, действие, деятельность) [Meyer А., 1908]. Разновидность эргастических реакций, соответствующая шизофрении и паранойе. См. Майера эргазиология.
Парестезия (пар + греч. aisthesis — чувство, ощущение). Нарушение чувствительности в форме спонтанно возникающих неприятных ощущений онемения, покалывания, жжения и т.д. Чаще всего обусловлено факторами органическими, интоксикациями, но может носить и функциональный, психогенный характер.
Паркинсона болезнь [Parkinson J., 1817]. Хроническое прогрессирующие заболевание, проявляющееся нарастающим дрожанием конечностей, экстрапирамидными явлениями (акинетико-ригидный синдром) и постепенно развивающимися параличами. В психике — аффективные нарушения, явления депрессии, кверулянтские тенденции. Периодически — повышенная возбудимость или апатичность. При длительном течении — ослабление памяти, замедление темпа мышления, характерологические изменения (назойливость).
Заболевание носит семейно-наследственный характер. Развивается в пожилом возрасте.
Син.: дрожательный паралич.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь